ДУНИ
										ДУНИ (Duni), Эджидио (9.II.1709-11.VI.1775) - итальянский композитор. Ученик неаполитанского композитора Ф. Дуранте. Первая опера  Д.  "Нерон" была с успехом пост. в 1735 в Риме (т-р "Тординона"). В последующие годы Д. написал оперы-сериа для различных городов Италии:  "Адриан  в  Сирии" (1735, т-р "Тординона"), "Покинутая  Дидона"  (1739,  т-р  "Д  у  кале", Милан), "Катон в Утике" (1740, т-р "Пер-гола", Флоренция),  "Артаксеркс" (1744, там же), "Кир признанный" (1748, т-р "Фальконе", Генуя) - все  на тексты П. Метастазио. В 1737 в Королевском т-ре  в  Лондоне  была  пост. опера Д. "Демофонт" (либр. П.  Метастазио).  В  1749  Д.  обосновался  в Парме, где создал свои первые комич.  оперы,  в  т.  ч.  "Добрая  дочка" (либр. Гольдони, 1756, т-р "Дукале"), "Ни-нетта при дворе" (на текст  Ш. Фавара, 1756). Последняя с большим успехом шла в т-ре "Комеди  Итальенн" в Париже, куда Д. был приглашен в 1757. Парижский период  творчества  Д. связан с утверждением жанра франц. комич. оперы. В сотрудничестве  с  Ш. Фава-ром Д. написал и пост. здесь 23 комич. оперы на бытовые ("Художник, влюбленный в свою модель", 1757; "Нина и Линдор,  или  Капризы  сердца", "Дочь,  за  которой  плохо  присматривали",  1758;  "Два  охотника  и молочница", 1763; "Школа юности", 1765; "Жнецы", 1768) и сказочные  сюжеты  ("Остров  безумных",  1760;  "Фея Ургела", 1765; "Колокол", 1766) В своих операх, отличавшихся  выразительной  и  изящной  мелодикой  и реалистич.  характеристиками  нар.  персонажей  -  крестьян,  городских ремесленников - Д. соединил лучшие  черты  итал.  оперы-буффа  и  франц. комич.  оперы,  оказав  значит,  влияние  на  развитие  последней.  Д. принадлежат также оратории и соч. в др. жанрах. Лит.: Л я-Л оранси Л.де, Французская комическая опера XVIII в.,  пер. с франц., М., 1937; Contant d' O r v i 1 1 e  A.,  Histoire  de  l'opera bouffon, Amst., 1768; D'Angeli A., C. Goldoni e E. R. DJLWII, "La cronaca music.",  Pesare, 1912, JVs 12; CucuelG., Les createurs de l'opera-comique  francais,  P., 1914. Св. Г.