ДУЗЕ
										ДУЗЕ (Duse), Элеонора (З.Х.1858,  Виджевано,  Италия,  -  21.IV.1924, Питсбург, США) - итальянская актриса. Д. была  внучкой  крупного  актера диалек-тального т-ра, одного из преобразователей комедии дель арте, отец - Алессандро Дузе - актер небольшой труппы, странствовавшей  по  городам Италии. Выступать на  сцене  Д.  начала  с  4  лет,  играла  Ко-зетту  в спектакле "Отверженные" по Гюго. В 1873 15-летняя Д. с  успехом  сыграла Джульетту. Первое серьезное признание Д. принесло исполнение роли Терезы Ракен (1879, о. п. Золя) на сцене т-ра  Фьо-рентини  в  Неаполе  (труппа Эмануэля). В 1880-86 Д. с труппой Ч.  Росси  успешно  гастролировала  по Италии. В 1887 организовала собств. труппу (под рук. Ф. Андо).  В  конце 80-х гг. Д. становится самой популярной актрисой Италии и начинает серию заграничных гастролей, к-рые приносят ей  триумфальный  успех  (Австрия, Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Россия,  Франция,  Швейцария, Испания, Португалия, Египет, США и страны Южной Америки). В 1891-92 и  в 1908 играла в России. Искусство Д. высоко ценили  А.  П.  Чехов,  И.  Е. Репин, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Дан-яенко и  др.  выдающиеся деятели рус. культуры. Из ролей Д. в классич. репертуаре наиболее  значительные:  Джульетта, Клеопатра  ("Ромео  и  Джульетта",  "Антоний  и  Клеопатра"  Шекспира), Мирандолина. Исполнение роли Клеопатры (1888) определило склонность Д. к тонкой  психологич.  характеристике,  раскрытию  противоречивых  сторон характера. Клеопатра- Д. сочетала искренность и  коварство,  нежность  и иронию, великодушие и жестокость, образ этот был  отмечен  неподражаемой грацией, обаянием.  Определяющим  для  творчества  Д.  стал  современный репертуар. Она первая в Италии начала играть Ибсена: Нора; Гедда Габлер (о. п.), Ребекка Вест ("Росмерсхольм"), Эллида ("Женщина с моря")," фру Альвинг. В 1905 в парижском т-ре "Творчество" Д.  сыграла роль Василисы в пьесе Горького "На дне". Большое место в  репертуаре  Д. занимала бурж. драма А. Дюма-сына, В. Сарду, А. Мельяка и Л. Галеви,  А. Пинеро, Г. Зудермана и др. Но, выступая в  этих  пьесах,  Д.  углубляла, обогащала образы, лишь намеченные авторами.  Она  раскрывала  психологию своих современниц, рассказывала о страдальческой судьбе женщины в  бурж. обществе, выражала в созданных ею сценич. образах страстный  и  скорбный протест против лицемерия и жестокости бурж. морали. Лучшая роль Д.  в  сов  р.  переводной  драматургии-Маргарита  Го-тье("Дама  с камелиями" Дюма-сына). Д. играла в совр. пьесах итал. веристов: Сантуцца ("Сельская честь" Вер-ги), Эмма ("Грустные влюбленные" Джакозы), графийя Евгения, Юлия ("Влюбленная", "Идеальная жена" Праги). Д. прославила  имя Г. Д'Аннунцио; в его претенциозных, декадентских пьесах она играла: Анну ("Мертвый  город"),  Франческу  ("Франческа  да  Рими-ни"),  Сильвию ("Джиоконда") и др. Д. играла также и  в  пьесах  М.  Метерлинка  (Монна Ванна - о. п.). Иск-во Д. поражало силой убедительности  и  неизъяснимой прелестью.  Простота,  человечность,  обаятельная  женственность  - характерные черты творчества  замечательной  актрисы.  По  сравнению  со своими предшественниками - великими итал. актерами нач. и сер. 19 в. (Г. Модена, А. Ристори, Э. Росси, Т. Саль-вини) - Д. казалась более нервной, мятущейся, жизненный  ритм  ее  героинь  отличался  особым  напряжением. Душевный   надлом,   ощущение   непрочности    жизненных    устоев, неудовлетворенность настоящим и  страх  перед  будущим,  острое  чувство одиночества,  тоска,  внутренний  разлад  -  характеризуют  большинство образов, созданных Д. Но, несмотря на  известное  влияние  модернизма  и декадентства, Д. сохраняла верность гуманному и демократич. иск-ву своих предшественников. Она утверждала  красоту  и  благородство  человеческой души, отстаивала право и достоинство женщины. Образы, созданные Д., были окрашены особым колоритом, проникнуты индивидуальностью  самой  актрисы, исполнены  задушевности,  лиризма,   необыкновенной   женственности. Психологич.  реализм  актрисы  связан  с  большими  идейными  задачами, стремлением  Д.  выразить  в  иск-ве  значительные  мысли,  передать истинные,чужды e всякого внешнего эффекта, чувства,  переживания  людей. Д. обладала тонкой  интуицией,  она  несла  со  сцены  иск-во  жизненной правды, захватывала зрителей заразительным темпераментом. Исполнение  Д. отличалось виртуозной  сценич.  техникой,  но  техника  эта  никогда  не становилась самоцелью - она использовалась Д. для  глубокого  и  тонкого раскрытия внутр. мира ее героинь. Длительная, вдумчивая  работа  Д.  над ролью не была заметна  зрителям;  игра  актрисы  казалась  импровизацией художника.  Разочарование  в  бурж.  т-ре,  тяжелые  личные  переживания вынудили Д. в 1909 оставить сцену. В 1916 вышел фильм "Пепел" (по роману Деледды) с участием Д. В 1921 материальные трудности заставили Д.  снова вернуться в т-р. Лучшая роль этого периода - фру Альвинг  (1921).  После захвата власти в Италии фашистами Д.  покинула  родину,  отказавшись  от выгодных предложений, к-рые были ей сделаны. В последние годы жизни Д. с интересом и симпатией следила за жизнью в СССР, с большой любовью писала о рус. лит-ре и иск-ве. Лит.: К у г e л ь А. Р., Театральные портреты, П.-М-, 1923, с. 83-93; Станиславский К. С., Моя жизнь в искусстве, Л., 1928, с. 296, 300,  335. 336, 433, 508, 517, 580-81;  А.  И.  Урусов.  Статьи  его  о  театре,  о литературе, об искусстве..., т. II и III в одной кн., М., 1907,  т.  II, с. 19-27; Швыров  А.  В.,  Знаменитые  актеры  и  актрисы  в  характеристиках, воспоминаниях..., СПБ. 1902, с. 263-274; Шоу Б.,  Capa  Бернар  и  Дузе, Полное собр. соч., т. 5, пер. с англ.,  М.,  1911;  Bolla  N.,  Eleonora Duse. Romanzo della sua vita, [Roma, 1948]; Vergani L., E. Duse, Milano, 1958; Win-war P., Wingless victory. A biography of  Gabriele  d'Annunzio and E. Duse, N.Y., [s. d.]; S h a w B.-( Plays and players, L., 1952, с. 33-41 ("Duse and Bernhardt"); L e maitre J., Impressions de  theatre,  4 ed.. P., 1888. с. 159-179 (10 serie); Rasi L., La Duse, Firenze, 1901; Pandolfi V.,  Antologia  del  grande attore. Bari, 1954, с. 380-86; Antoine A., Le theatre, v. II, P.,  1933, с. 328-30; S i g n o r e l 1 i O., E. Duse, Milano, 1959. JJ. Д.