ДРЕССИРОВКА
										ДРЕССИРОВКА (франц. dresser - обучать, дрессировать-обучение животных путем многократного повторения  постепенно  усложняющихся  упражнений  с целью  выработки  и  сохранения  определенных  навыков.  Д.  называют  и публичный показ обученных животных. "Задача всякой дрессировки  сводится к  тому,  чтобы  приучить  животное  по  данному  сигналу  производить какие-либо нужные действия" (В. Л. Дуров). Д. заключает в себе не только выучку, но и безотказность  ее  демонстрации  при  появлении  стимула  - команды. Для выяснения причин возникновения и закрепления у животного тех  или иных навыков требуется установить  закономерность  между  восприятием  и ответным действием. Научным объяснением этого  процесса  явилась  теория условных рефлексов И.  П.  Павлова.  Быстрота  образования  и  прочность приобретенных навыков зависят от степени развития высшей нервной системы животного, от подбора  раздражителей,  вызывающих  нужное  действие,  от умения  дрессировщика  использовать  доминирующий  в  данном  животном инстинкт. Так, енот по приказу  дрессировщика  моет  и  полощет  в  воде белье, к-рое держит в передних лапках, потому что на воле перед едой так же  поступает  со  своей  пищей;  морской  лев  оказывается  прекрасным жонглером,  т.  к.  делает  сходные  движения,  охотясь  за  рыбой; кенгуру-боксер лишь повторяет на манеже свои обычные приемы самозащиты в природных условиях; тигру  легко  совершить  огромный  прыжок  и  т.  п. Поэтому совр. дрессировщик, помимо необходимых  ему  качеств-бесстрашия, хладнокровия, воли, терпения, наблюдательности, должен  в  своей  работе опираться на данные науки. Д.,  рассчитанная  на  демонстрацию  в  цирке,  ставит  своей*  целью создание увлекат. и познават. зрелища с возрастающими в последнее  время элементами театрализации. Укрощение хищников было известно в странах Др. Востока,  в  античную  эпоху,  в  средние  века;  звери  участвовали  в представлениях странствующих актеров Зап. Европы (гистрионы и др.), Азии (дорвозы), а также  рус.  скоморохов.  В  20-30-х  гг.  19  в.  хищников демонстрируют в клетках-фургонах странствующих  зверинцев.  Д.  лошадей, основанная на остроте их  зрения  и  способности  реагировать  на  самые незначительные, незаметные для публики перемещения  предметов,  движения дрессировщика,  предопределила  форму  и  размер  манежа  совр.  цирка. Развитие  транспорта,  создание  зоопарков  и  развертывание  междунар. торговли зверями, в т. ч. дрессированными (деятельность К.  Гагенбека  и др.), вызвали интерес к экзотич.  животным.  В  50-60-х  гг.  укротители начинают работать в стационарных цирках, клетка-вагон сменяется  высокой разборной  металлич.  решеткой,  устанавливаемой  по  барьеру  циркового манежа. Возникают новые методы Д. Насильственная, т. н. "дикая"  система жестокого избиения  и  предельного  запугивания  зверей  уступает  место гуманной, т. н. "мягкой" Д.,  в  основе  к-рой  лежит  не  наказание,  а поощрение (по принципу К. Гаген-бека: "путь  к  сердцу  животного  лежит через его желудок"). В 90-х  гг.  на  аренах  цирков  появляются  т.  н. "смешанные" группы хищников (львы, тигры,  леопарды,  медведи,  волки  и др.),  мелкие  животные  и  птицы  (т.  н.  настольная  Д.).  Номера  Д. становятся  важной  частью  цирковой  программы,  нередко  аттракционом. Соответственно  менялся  облик  самого  дрессировщика.   Укротитель странствующего зверинца, входивший в клетку-вагон  с  почти  дикими,  но запуганными хищниками, поражал лишь своей отчаянной смелостью. В большой круглой клетке на манеже цирка дрессировщик показывал то, чему он научил своих зверей, старался создать театр. зрелище,  цельное  по  замыслу,  с впечатляющим финалом. Учитывая природные особенности каждого  животного, дрессировщик  превращает  его  в  действующее  лицо  сценария,  создает пантомимы, а иногда и целые представления, где звери  нередко  выступают как герои известных сказок и басен. Новое направление в Д. связано с именем А. Л. Дурова, к-рый  соединил Д. с чтением обличительных  монологов,  использовал  зверей  в  качестве действующих    лиц    в    своих    интермедиях    и    репризах. Дрессировщиком-экспериментатором был В.  Л.  Дуров,  усиливший  в  своих выступлениях познават. элемент, использовавший  множество  разнообразных животных - от домашних и мелких до  слонов  -  своего  рода  зоопарк  на манеже.    Выступления,    в    к-рых    дрессировщик    становится режиссером-учителем, а  звери  -  учениками,  "бессловесными  друзьями", "четвероногими  артистами",  общение  со  зрительным  залом  (чтение монологов, серьезные и шутливые  комментарии,  сопровождающие  номер)  - таковы дуровские традиции, с успехом развиваемые нар. арт. РСФСР  В.  Г. Дуровым и засл. арт. РСФСР Ю. В. Дуровым. Среди мастеров Д. в сов. цирке: нар. арт. РСФСР  Б.  А.  Эдер,  засл. арт. РСФСР И. Н. Бугримова,  Н.  П.  Гладильщиков;  И.А.  Лерри,  Н.  А. Никитин,  М.  Д.  Анисимов,  нар.  арт.  РСФСР  В.  И.  Филатов  и  др.; зарубежных: А. Шнейдер, Тагорэ, Ш. Бауман  и  др.  Лит.:  Дуров  В.  Л., Дрессировка животных, М., 1930; Кузнецов Е., Цирк, М.-Л., 1931;  Эдер  Б.,  Мои  питомиы,  М.,  1955; Бугримова И., Моя профессия, М., 1957; Хагенбек К., О  людях  и  зверях, М., 1959. М.З.