ДОСТОЕВСКИЙ
										ДОСТОЕВСКИЙ, Федор Михайлович [ЗО.Х(И.Х1). 1821, Москва,- 28.1(9.11). 1881, Петербург] - русский писатель. Родился в  семье  врача.  Учился  в петерб. Военно-инженерном уч-ще, по окончании к-рого (1843)  поступил  в чертежную инженерного департамента. В 1844 вышел в  отставку  и  занялся лит. деятельностью (первое произв.  Д.  -  повесть  "Бедные  люди"  была опубл. в 1846). Д. с детских лет любил т-р. В 1879 в письме к актеру  В. В. Самоплову Д. писал: "Вашим гениальным талантом вы, конечно и наверно, немало имели влияния на мою душу и ум" ("Биография, письма и заметки  из записной книжки Ф. М. Достоевского", СПБ, 1883, с. 339).  В  1860  Д.  в числе других известных  писателей  того  времени  исполнял  в  спектакле "Ревизор" (в пользу лит. фонда) роль почтмейстера Шпекина (Д. считал эту роль одной из "самых высококомических ролей не только гоголевского, но и всего русского репертуара"). Непосредств.  связь  Д.  с  драматургией  исчерпывается  несколькими юношескими драматургич. опытами: наброски пьес  "Мария  Стюарт",  "Борис Годунов", "Янкель-жид"  (ни  один  из  этих  набросков  не  сохранился). Известно также, что одну из  своих  повестей  (по  наиболее  достоверной версии - "Село Степанчиково") Д. начал писать в форме комедии, но потом, как сообщает сам автор, "...бросил форму комедии, несмотря  на  то,  что она удавалась, собственно для удовольствия как можно дольше  следить  за приключениями моего нового героя и самому хохотать над ним"  (Письмо  А. Н. Майкову от 18 янв. 1856, там же, с- 86).  Не  написал  Д.  ни  одного драма-тич. произведения и в дальнейшем. При всем том Д.- один  из  самых "репертуарных"  авторов  русского,  отчасти  и  зарубежного  т-ров.  По выражению Вл.И. Не-мировича-Данченко, Д. всегда "писал как романист,  но чувствовал как драматург", а потому многое в его  произведениях  "так  и рвется на сцену... так легко, так естественно укладывается в  ее  рамки, сочетается  с  ее  специальными  требованиями  и  условиями"  (газ. "Современное слово", М., 21 янв. 1910).  Еще  при  жизни  писателя  были сделаны инсценировки "Дядюшкин сон" [Кирилова (Кареева) -  1870,  В.  П. Шелехова- 1876, Л. Н.  Антропова  -  1878  ],  романов  "Преступление  и наказание" и "Бесы" (обе В. Д. Оболенской - 1871-72) и др. В 80-90-е гг. инсценированы  "Преступление  и  наказание",  "Идиот",  "Униженные  и оскорбленные", "Братья Карамазовы", "Бедные люди", "Дядюшкин сон", "Село Степанчиково", "Скверный анекдот" и др. Инсценировки по произв. Д. начали широко  ставиться  на  любительской сцене с 1891 ["Фома" -  картины  прошлого  в  3  д.,  по  повести  "Село Степанчиково и его обитатели", Об-во лит-ры и  иск-ва  в  Москве;  автор переделки, постановщик и исполнитель роли Костенева (Ростанева) - К.  С. Станиславский]; на проф. сцене - с 1899 ("Преступление  и  наказание"  в обработке Дельера, псевд. Я. А. Плющевского-Плющика, Т-р лит.-художеств. об-ва в Петербурге; Раскольников - Орленев,  Соня  -  Яворская,  Пор-фирий  Петрович  -К. Яковлев, Мармелад ов - Далма-тов, Свидригайлов - Бравич). В том же  году в Александрийском и моек.  Малом  т-рах  почти  одновременно  был  пост. "Идиот" (инсц. В.  Крылова  и  С.  Сутугина).  В  этих  спектаклях  роли исполняли: в Александрийском т-ре  Настасья  Филипповна  -  Савина,  кн. Мышкин - Аполлонский, Рогожин-  Дальский,  Аглая  -  Комиссаржевская;  в Малом т-ре в тех же  ролях  выступали  -  Ермолова,  Васильев,  Падарин, Ябл(?чкина. Позже "Идиот" шел в т-ре  Корша  (1906),  в  т-ре  Незлобина (1913, инсц. Ф. Ко-миссаржевского; Мышкин - Асланов, Настасья Филипповна - Жихарева, Рогожин -  Нелидов).  Крупным  событием  в  сценич.  истории романов Д. были пост. в Моск.  Художеств.  т-ре  "Братьев  Карамазовых)} (1910) и "Бесов" (под назв. "Николай Ставрогин", 1913; до этого "Бесы" в переделке М. А. Суворина и В. П. Буренина  шли  в  т-ре  Лит.-художеств. об-ва в Петербурге,  1907,  и  Риге,  1908).  В  спектаклях  МХТ  (автор инсценировок и постановщик В.  И.  Немирович-Данченко)  были  выдающиеся актерские  работы;  в  "Братьях  Карамазовых":  Митя-Леонидов,  Иван  - Качалов, Снегирев  -  Москвин,  Смердяков  -  С.  Воронов,  Грушенька  - Германова; в "Николае Ставрогине": Ставрогин - Качалов, Лиза - Коренева, Лебядкина - Лнлина, мать Ставрогпна - Бутова, Петр Верховенский -Берсенев.  Однако вокруг этих спектаклей  и  в  особенности  вокруг  "Николая  Ставрогина" развернулась острейшая  полемика,  вызванная  статьями  М.  Горького  "О "карамазовщине"" и "Еще о ..карамазовщине"" (газ. "Русское  слово",  М., 1913, јј219 и 248), в к-рых Горький гневно  протестовал  против  "Бесов" как реакционного произведения. Инсценировки произв. Д. широко ставились на провинц. сцене, входили в репертуар  крупнейших  актеров-гастролеров.   Особой   популярностью пользовалось исполнение роли Раскольникова П. Н. Орле-невым.  Выдающиеся образы создали (помимо упоминавшихся) В. Н. Андреев-Бурлак  (Мармеладов, Порфирий  Петрович,  Снегирев,  кн.  Мышкин),  М.  И.  Велизарий  (Соня, Грушенька), М. М. Глебова, Е. А. Полевицкая (Настасья Филипповна),  Д.М. Карамазов, Л. Н. Колобов, Я. В. Орлов-Чужбинин, А. П.  Харламов,  Н.  Н. Ходотов, К. О. Шорштейн (кн. Мышкин), В. А. Сашин (Федор Карамазов),  И. И. Судьбинин (Дмитрий Карамазов) и др. Инсценировки романов Д. занимают видное место и в советском театре. В 1917  МХАТ  пост.  спектакль  "Село  Степанчиково"  (пост.  К.  С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко; Фома  -  Москвин),  в  1929 "Дядюшкин сон" (инсц. Н, М. Горчакова, П. А. Маркова и К.  И.  Котлубай, художеств. руководитель пост. Вл. И. Немирович-Данченко, режиссеры В. Г. Сахновский и К. И. Котлубай; Мария  Александровна  -  Книппер-Чехова,  Князь-Хмелев;  спектакль возобновлен в 1941). В  1923  в  Петрогр.  академическом  т-ре  драмы  в бенефис Е. П. Корчагиной-Александровской (исполнявшей  роль  Карпухиной) был пост. "Дядюшкин сон". В 1932 в МХАТе 2-м  были  пост.  "Униженные  и оскорбленные" (инсц. Ю. В. Соболева, пост.  И.  Н.  Берсенева  и  С.  Г. Бирман). В наст. время (1963) в сов. т-рах идут инсц.  почти  всех  осн. романов Д. В отличие от дооктябрьских переделок,  сводившихся  б.  ч.  к переложению  сюжетной  канвы  того  или  иного  сочинения,  в  сов. инсценировках все более ощущается стремление раскрыть трагизм героев Д., донести  их  гневный  протест,  подлинную  гуманность.  Среди  лучших спектаклей - "Униженные и оскорбленные"  (Ленингр.  т-р  им.  Ленинского комсомола, 1956; Свердловский т-р, 1956; Калининский т-р, 1958), "Идиот" (Архангельский т-р, 1956; т-р им. Пушкина, Псков, 1956; Ленингр. Большой драм. т-р, 1957, князь  Мышкин  -  Смоктуновский;  т-р  им.  Вахтангова, 1958), "Село Степанчиково и его обитатели" (Малый  т-р,  1957),  "Игрок" (Ленингр. т-р. им. Пушкина, 1956; Воронежский т-р, 1956; Моск.  т-р  им. Пушкина, 1957); "Преступление и наказание" (Красноярский т-р, 1956;  Т-р драмы Латв. ССР, 1957). С конца 80-х гг. 19 в. романы Д. инсценируются и  ставятся  также  за рубежом: "Преступление и наказание" - в Париже (т-р "Одеон",  1888;  т-р "Мон-парнас",  1900,  1933,  Раскольников  -  Поль  Муне),  в  Лейпциге ("Лессинг-театр", 1890), в Токио (театр Юракудза, труппа "Бутай  Кекай", 1916); "Игрок"- в Лондоне ("Гаррик-театр", 1946); "Братья Карамазовы"  - в Нью-Йорке (театр "Гилд" и мн. др.); в 1957 в Германии в  Дармштадтском театре была пост. опера "Игрок" (муз. С. С. Прокофьева). Лит.: Достоевская А. (сост.). Библиографический указатель сочинений и произведений  искусства,  относящихся  к  жизни  и  деятельности  Ф.  М. Достоевского. 1846-1903, СПБ, 1906, отдел XVIII (Драматич. произведения, сюжеты к-рых заимствованы из романов Д. [отчеты  о  представлениях  этих произведений на сцене]); Ф. М. Достоевский. Статьи и материалы под  ред. А. С. Долинина, сб. II, Л.-М., 1924, с. 27-108; Дымов О."  Драматические элементы в романах Достоевского, "Театр и искусство", П., 1900, ј.ј 6, 7 п 8, с. 118-20, 138-39, 159-160; Алексеев М. П., О драматических опытах Достоевского,  в кн.: Творчество Достоевского. Сб. материалов, под ред. Л. П.  Гроссмана, Одесса, 1921; Сахновский Вас., Достоевский и театр.  "Культура  театра", М., 1922, ј 1-2, с. 4-8; "Художник и зритель", М., 1924, 6-7, с. 121-125 (новое письмо Достоевского - публикация и комментарии Л. П.  Гроссмана); "Театр", М., 1956,  ДТ-  2,  с.  103-120;  Ежегодник  института  истории искусств. театр. М., 1959, с. 86-91;  Туровская  М.,  Ольга  Леонардовна Книппер-Чехова, М.,  1959,  с.  209-  222;  Леонид  Миронович  Леонидов. Воспоминания. Статьи, М., I960, с. 122-127. А.Шн.