ДОБЕРВАЛЬ
										ДОБЕРВАЛЬ  (Dauberval),  Жан  [наст.  фам.-Б  ерше   (Bercher)] (19.VIII.1742, Монпелье,- 14.II.1806, Тур)- французский артист балета  и балетмейстер. Ученик Ж. Ж. Новера. В 1761 дебютировал ,в Парижской Опере в дивертисменте в опере Рамо "Заис". В 1762- 1764 выступал в  Штутгарте. С 1770 - ведущий танцовщик Парижской Оперы,  а  с  1781  -  балетмейстер этого т-ра. С успехом исполнял полухарактерные и гротесковые  партии.  В 1783, после конфликта с дирекцией т-ра, переехал в Бордо, где выступал и ставил балеты до 1796 (с небольшими перерывами). В эти годы Д.  утвердил себя как балетмейстер-новатор. Он развивал и  продолжал  учение  Новера, применяя на практике принципы выразительного действенного танца,  широко используя нар. танцы. В его балетах отсутствовал дивертисментный  танец, все танц.средства были  подчинены  единому  замыслу;  впервые  в  балете героями стали люди из народа. В творчестве  Д.  воплотились  демократич. тенденции иск-ва периода франц. бурж. революции кон.  18  в.  Д.  ставил комич.  и  трагико-мич.  балеты.  Его  лучшие   пост.:   "Тщетная предосторожность" (1789), "Ветренный паж" (1786,  по  мотивам  "Женитьбы Фигаро"), "Дезертир" (1784) - трагикомедия  по  пьесе  Мерсье  и  комич. опере  Монсиньи  того  же  названия.  Среди  др.  постановок:  "Забавы Терпсихоры" Бартелемона (1783), "Пигмалион" Руссо  (1784),  "Телемак  на острове Калипсо" (1791), "Деревенский праздник" (1791) и др.  Постановки Д. пользовались большой популярностью на европ.  сцене.  Балет  "Тщетная предосторожность", созданный  Д.,  сохраняется  в  репертуаре  до  наст. времени. Д. воспитал много хороших танцовщиков, его учениками были К.  Блазис, С. Вигано, Ш. Дидло, Ж. Омер. Лит.: Слонимский Ю., Комический балет прошлого, в сб.: Светлый ручей, М.-Л., 1938; e г о ж e, "Тщетная предосторожность", М., 1961; Б л о к Л. Д., "Тщетная предосторожность", в кн.: Тщетная предосторожность. Балет в 3 д. Сб. статей к постановке  балета  в  Гос.  академич.  Малом  оперном театре, Л., 1937, с. 7-18; В lasi s C., Manuel complet de  la  danse..., P., 1830; Campardon E., L'Academie royale de musique  au  XVIII  siecle. P., 1884, с. 171- 182; G u es t 1., The romantic ballet in England, with appen-dix, L., 1954; Famous ballets I. La fille mal  gardee.  Edited  by Ivor Guest, L., 1960, с. 34-39: Ham. P.