ДИРИЖИРОВАНИЕ
										ДИРИЖИРОВАНИЕ  -  вид  муз.  исполнитель-ства,  иск-во  управления коллективным исполнением музыки (оркестром, хором, в  опере  и  т.  п.). Возникло в 18 в. в связи с появлением оперы и  генерал-баса.  Чембалист, продолжая  выполнять  функции  аккомпаниатора  в  речитативе,  начал руководить ансамблем исполнителей,  давал  знак  вступления  оркестру  и солистам, следил за соблюдением правильного темпа, ритма  и  сохранением ансамблевого  строя.  Помимо  Д.  с  чембало,  к-рое  во  мн.  странах сохранялось в оперной практике до конца 18 в., возникло и Д., при  к-ром дирижер, стоя перед ансамблем, управлял им жестами с помощью палочки или свитка. Часто дирижировал сам композитор, автор оперы (Гайдн и  Моцарт), а чембалист был его помощником. В 18 в. техника Д. интенсивно развивалась, расширился круг  жестов  и выразит,    возможностей    дирижера,    он    превратился    в музыканта-интерпретатора, к-рый стремился не только выдержать правильный ритм и темп, но и донести до слушателей содержание произведения. В симф. оркестре  первым  помощником  Д.  становится  концертмейстер-скрипач,  в оперном оркестре им остается чембалист (до  исчезновения  генерал-баса). Необходимость особой специализации в  Д.  была  вызвана  развитием  муз. иск-ва (постепенное усложнение муз. мышления, муз. языка и  средств  его выражения, оркестровой и хоровой фактуры). Сложность дирижерского иск-ва потребовала участия в исполнении муз. произв., в т. ч. опер,  крупнейших музыкантов, б. ч. композиторов, обладавших  дирижерскими  способностями. Среди выдающихся дирижеров-профессионалов 19 в., заложивших основы совр. дирижерской  техники,-  Г.  Берлиоз,  Р.  Вагнер,  К.  М.  Ве-бер,  Ф. Мендельсон, позднее - Г. Бюлов и Г. Рихтер. Большое значение в  развитии оперного иск-ва и профессии дирижера имела дирижерская  деятельность  Г. Малера. Среди его учеников - дирижеры Б. Вальтер, А. Цемлинский, О. Фрид и др. В 20 в.,  в  связи  с  тенденцией  к  созданию  синтетич.  муз.-драм. оперного  спектакля,  особенно  возрастает  роль  дирижера  и  его ответственность.  Дирижер  зачастую  превращается  в  гл.  руководителя спектакля, он вникает в мельчайшие детали  постановки,  исполняя  т.  о. функции режиссера. Среди крупнейших мастеров оперного  Д.  в  20  в.  Г. Караян, И. К  pune,  Б.  Па-умгартнер  (Австрия),  Т.  Бичем,  А.  Коутс (Англия), Я. Ференчик (Венгрия), Б. Вальтер, Ф. В e йнг  ар  т  нер,  О. Клемперер, К. К paye (Германия), А.  Ралте  (Голландия),  Д.  Митропулос (Греция), В. Г у и, М. Росси,  А.  Тосканини  (Италия),  Дж.  Джорджеску (Румыния), Л. Стоковский (США), А. Ярнефельт (Финляндия), Р.  Дезормъер, Ж.  Себастьян  (Франция),  3.  Ха-лабала  (Чехословакия),  Л.  Матачич (Югославия) и др. В России в 19 - нач. 20 вв. были выдающиеся дирижеры:  К.  Н.  Лядов, пианист В. И. Сафонов, композиторы и пианисты С. В.  Рахманинов,  А.  Г. Рубинштейн и Н. Г. Рубинштейн, композитор П. И. Чайковский и др. Большое влияние на  развитие  оперного  Д.  оказали  дирижеры  Э.  Направник  (в Петербурге) и В. Сук (в Москве). После  Октябрьской  революции  Сов.  правительство  организовало систематич. подготовку  дирижеров  в  лучших  консерваториях  страны,  в средних и высших муз. уч. заведениях. Сов.  дириж.  иск-во  определяется творчеством А. М. П азовского, Н. С. Голованова, С. А. Самосуда,  Э.  И. Грикурова, К. П. Кондрашина, А. Ш. Мелик-Пашаева, Б. Э. Хайкина,  В.  В. Небольсина и др. Развивается Д. ив союзных республиках - К. Симеонов  на Украине, О. Димитриади в Грузии, Н. Ниязи в Азербайджане,  Л.  Вигнер  в Латвии. Я. АН.