АЛЯБЬЕВ
										АЛЯБЬЕВ, Александр Александрович (4(15). VIIJ. 1787,  Тобольск,-  22. II (6. III). 1851, Москва]- русский композитор. С 1797 жил в Петербурге, с 1804 - в Москве. Участник Отечественной войны 1812. До 1823 состоял на военной службе. В 1825 был арестован по ложному обвинению, в 1828 сослан (Тобольск, Кавказские Минеральные Воды, Оренбург). Со 2-й пол. 30-х  гг. снова жил в Москве. Композиторскую деятельность начал до войны; учителем А. называют композитора И. Я. Миллера. Наиб. известность А. приобрел как автор романсов, из к-рых всемирную славу завоевал "Соловей" (П. Ви-ардо, М. Зембрих, А. Патти и другие певицы исполняли этот романс в сцене урока в  опере"Севильский  цирюльник"  Россини).  А.  принадлежат  также оркестровые, камерно-инструмент., фортепьянные, хоровые и  др.  соч.  На сцене пост. его комич. опера "Лунная ночь, или Домовые" на  либретто  П. А. Муханова и П. Н.Арапова (1823, Большой т-р, Петербург) и комич. балет "Волшебный барабан, или Следствие Волшебной флейты" (1827, Большой  т-р, Москва). Оба произведения не удержались в репертуаре, хотя они  содержат много красивой музыки, особенно в лирич. эпизодах, а  также  в  овеянных тонким  юмором  комич.  сценах.  Сценарий  балета,  поставленного  Ф. Бернаделли, не сохранился. На открытие моек. Большого театра в  1825  А. совм. с А. Н. Верстовским и Ф.  Е.  Шольцем  написал  музыку  к  прологу "Торжество муз" М. А. Дмитриева. В  истории  русской  театр.  музыки  А. занимает видное место как наиболее значительный, наряду  с  Верстовским, автор  опер-водевилей.  Им  написана  музыка  к  опере-водевилю  Н.  И. Хмельницкого "Новая шалость, или Театральное сражение" (с Верстовским  и Л. В. Маурером, 1822, Большой т-р, Петербург), к комедии-водевилю М.  Н. Загоскина "Деревенский философ" (1823, т-р на  Моховой,  Москва;  та  же музыка - в комедии-водевиле "Путешествующая тап-цовщица-актриса, или Три сестры-невесты"  П.  Н.  Арапова,  1824,  Большой  т-р,  Петербург),  к операм-водевилям А. И. Писарева: "Учитель и ученик,  или  В  чужом  пиру похмелье" (с Верстовским и  Шольцем,  1824,  т-р  на  Моховой,  Москва), "Проситель" (те же композиторы и Мих. Ю. Виельгорский,  1824,  там  же), "Хлопотун, или Дело мастера боится" (с Верстовским,  1824,  Малый  т-р), "Встреча дилижансов" (с Верстовским, 1825, Большой т-р, Москва), "Забавы калифа, или Шутки на одни сутки" ( с Верстовским и  Шольцем,  1825,  там же), "Три десятки, или Новое двухдневное  приключение"  (с  Верстовским, 1825, там же). Для Большого т-ра А., находившийся ко  времени  написания "Забав калифа" в заключении, написал в 1827  музыку  к  операм-водевилям Писарева "Две записки,  или  Без  вины  виноват",  "Пастушка,  старушка, волшебница, или Что нравится женщинам" ( по  Фавару)  (в  обоих  случаях совм. с Верстовским), к опере-водевилю А. А. Шаховского "Молодая мать  и жених в 48 лет, или Домашний спектакль", комедии-водевилю Н. А. Шатилова (по Скрибу и Дюпену) "Нераздельные, или Новое  средство  платить  долги" (вставные номера-Шольца) и опере-водевилю Н. И. Малышева  (по  Скрибу  и Варнеру) "Лучший день в  жизни,  или  Урок  богатым  женихам"  (совм.  с Шольцем и Верстовским). В Петербурге был пост. водевиль Р.  М.  Золотова (по Дартуа и Эжену) "Утро и  вечер,  или  Ветер  переменился"  (1826)  с музыкой А, Почти все эти пьесы шли в  обеих  столицах,  а  нек-рые  и  в провинции. Музыка А. из прежних  водевилей  использовалась  и  в  других пьесах, в т. ч. водевилях Д. Т. Ленского "Муж и жена" (1830)  и  "Старый гусар, или Пажи Фридриха II" (1831), шедших  в  Большом  т-ре  (Москва). Применение наряду с куплетами более  развитых  вок.  форм  и  расширение приемов муз.  характеристики  приближают  нек-рые  оперы-водевили  А.  к комич.  опере  (так,  в  принадлежащем  А.  2-м  акте  "Забав  калифа" встречаются арии, хоры,  балетный  дивертисмент  и  развернутый  финал). Увертюры А. к этим пьесам написаны нередко на уровне оперных увертюр. А. написал  также  музыку  к  ряду  драм.  спектаклей  Большого  т-ра (Москва), в т.  ч.  "Виндзорские  кумушки"  Шекспира  (1838),  "Русалка" Пушкина (1838), "Безумная" по И. И.  Козлову  (1841).  Нет  сведений  об исполнении его муз.-драм. сцены "Кавказский пленник" по повести  Пушкина (партитура относится предположительно к 20-м годам, клавираусцуг  А.  И. Дюбюка издан в 1859). Оперы А. "Аммалат-Бек" по  Бес-тужеву-Марлипскому, "Волшебная ночь" по комедии "Сон  в  летнюю  ночь"  Шекспира,  "Рыбак  и русалка, или Злое зелье" (опера-балет) не были поставлены. Лит.: Тимофеев Г., А. А. Алябьев. Очерк жизни и творчества, М., 1912; Штейнпресс Б., Страницы ив жизни А. А. Алябьева, М., 1956; e г о ж e, A. A.  Алябьев  в  изгнании,  М.,  195  9;  Глумов  А.,  Музыка  в  русском драматическом театре, М., 1955; Гозенпуд А., Музыкальный театр в России. От истоков до Глинки. Очерк, Л., 1959; Рабинович A.C., Русская опера  до Глинки, М.,1958. В. ///.