ДИДРО
										ДИДРО (Diderot), Дени (5.X.1713, Лангр,  -  31.VII.  1784,  Париж)  - французский философ-материалист, драматург, романист. Один из крупнейших представителей  франц.  Просвещения.  Род.  в  семье  состоятельного ремесленника, учился в иезуитском коллеже  в  Лангре.  Окончил  коллегию д'Аркур в Париже. По желанию отца должен был стать священником.  Однако, увлекшись математикой и философией, Д. вскоре стал  непримиримым  борцом против религии и церкви. В 1746 его первое произв. осуждено  парламентом на сожжение, а в 1749 он был заключен в  тюрьму.  Выйдя  из  тюрьмы,  Д. возглавил издание "Энциклопедического  словаря  наук,  искусств  и  ремесел"(35  тт., 1751-80),  вокруг  к-рого  сплотился  весь  передовой  отряд  франц. просветителей. В 1773-74 выезжал в Россию. Эстетич.  воззрения  Д.  изложены  в  статье  "Прекрасное"   в "Энциклопедии", в серии критич. статей о художеств. выставках в  Париже, "Парадоксе об актере" и др. Исходя из материалистич. понимания отношения мышления и бытия, Д. рассматривал иск-во как подражание  жизни,  красоту считал объективной, имеющей ту же основу, что истина в философии.  Видел в иск-ве могучее средство пропаганды передовых идей воспитания общества. Д. выступал с программой коренного обновления франц. т-ра  (Беседы  о "Побочном сыне", 1757; "О драматической поэзии",  1758;  "Размышления  о Теренции",  1762).  Рассматривая  т-р  как  политич.  трибуну  и  школу воспитания, он резко критиковал кастовую  замкнутость  привилегированных т-ров Франции, не доступных широким массам третьего сословия.  Он  смело поставил вопрос об ограниченных возможностях классицизма, к-рый царил на франц. сцене. Д. первый начал борьбу с сословной  регламентацией  жанров классицизма, выступал против  однолинейных  и  статичных  классйцистских характеров, нарочитой абстрактности  и  бездейственности  классицистской драматургии. Д. разработал программу демократизации т-ра,  создал  новую теорию драматургии. Как и все просветители, Д. не мог выйти  за  пределы теории жанров, но  он  обосновал  необходимость  пересмотра  эстетич.  и жанровых категорий. Освободив категории трагического  и  комического  от обязательной сословной прикрепленности, характерной  для  классицистской теории иск-ва, он переосмыслил содержание трагедии и  комедии,  расширил их тематику. Д. стремился к воспроизведению на сцене многообразия  жизни и утверждал новый (промежуточный между  трагедией  и  комедией)  жанр  - мещанской  драмы,  показывающей  людей  третьего  сословия,  "честного буржуа".  Подлинной  революцией  в  драматургии  явилось  учение  Д.  об "общественных положениях". Он объявил социальный фактор  -  общественное положение - исходным в характеристике образа, поднял  проблему  создания типических характеров. Д. требовал от  автора  изображения  материальной  среды,  окружающей человека,  социально-бытовой  конкретности.  Все  это  ломало  привычные классицистские каноны драматургии. В конце 50-х гг. Д. создал первые образцы мещанской драмы:  "Побочный сын, или Испытание добродетели" (1757, пост. 1771, т-р "Комеди Франсез") и "Отец  семейства"  (1758,  пост.  1760,  Марсель,  1762,  т-р  "Комеди Франсез"). Действие его драм проходит в  среде  третьего  сословия,  они утверждают веру в конечное торжество высокой гражданской добродетели,  в них  показан  новый  положит.  герой-идеальный  пред-ставитель  третьего сословия. Драмы Д., проникнутые передовой  просветительской  идейностью, стали  этапом  в  истории  франц.  т-ра,  но  утопичность  положит. просветительской программы, несовместимость идеала с реальной  практикой "честного буржуа" мешали Д. создавать  полнокровные  реалистич.  образы, герои  его  пьес  отличаются  условностью  и  схематизмом.  Стремясь  к воспроизведению  в  драматургии  жизненной  правды,  Д.  резко  нарушает принципы классицизма. Замена  традиционного  стиха  прозой,  приближение текста  пьесы  к  разговорной  интонации,  точное  описание  обстановки, костюма, жеста, спец.  авторские  указания  на  мизансцены,  пантомимич. сцены  ставили  перед  т-ром  задачу  поисков  новых  средств  сценич. выразительности. По  мере  приближения  бурж.  революции  и  нарастания  во  Франции потребности в героич. иск-ве Д.  начал  искать  новых  путей  обновления т-ра. Он призывал к созданию монументальных произв.  иск-ва,  насыщенных гражд. пафосом, к героич. трагедии (набросок трагедии "Шериф"). Д.,  как и его великий современник Руссо, мечтал  о  массовых  нар.  зрелищах  по образцу  представлений  Др.  Греции.  Последней  пьесой  Д.  была  его реалистич. комедия "Хорош он или дурен?" (1781). Большое значение имеют взгляды Д. на актерское иск-во. В 50-60-х  гг. он  выступал  против  условной  сценич.  традиции  классицизма,  резко критиковал  застывшие  статуарные  мизансцены,  напевную  декламацию, холодную бездейственность, стремление актеров к внешним эффектам (письма "О драматической поэзии"). Защищая принципы просветительского  реализма, Д. призывает к  правдивой  передаче  чувств,  психологич.  наполненности диалога, естественному  и  жизненно  правдоподобному  сценич.  поведению актеров. В известном трактате "Парадокс об актере" (1770-73, изд.  1830) Д.  призывает  к  гражданской  героике,  принимая  основные  принципы классицизма  ("Нужно  немного  умерить  нашу  высокопарность,  подрезать слегка ходули и оставить все почти таким, как оно есть"). Д. борется  за рационального, сознательно творящего актера, умеющего подчинить  чувства разуму, восхищается "актером с холодным умом". Стремление  Д.  сохранить героич. приподнятость класси-цистского  сценич.  иск-ва  непосредственно подготовило революционный классицизм в театре нач. 90-х гг. В историю мировой театр. культуры Д. входит как  величайший  теоретик просветительского реализма, основоположник реалистич.  драматургии.  Его драмы получили в 18 в. европ. известность и признание. Особенным успехом пользовалась драма "Отец семейства", переведенная на нем., англ.,  голл. и др. языки и пост. в разл. странах  Европы.  В  России  первый  перевод "Побочного сына" опубл. в  1766,  "Отца  семейства"-  в  1765  (пост.  в Москве, Т-р на Красном пруду, 1763). Соч.: Oeuvres completes, ed. par Asse/at et M.  Tourneaux,  t.  1-20, P., 1875-1877;  в  рус.  пер.  -  Собр.  соч.,  М.  -  Л-,  1936;  Избр. произведения,  Мт-Л'  1951;  Побочный  сын,  Отец  семейства,  в  кн.: Французский театр эпохи Просвещения, т. I, М., 1957; Парадокс об актере, Л.-М., 1938. Лит.: Ленин В. П., Материализм и эмпириокритицизм, Соч., 4  изд.,  т. 14; е г о же. Об отношении рабочей партии к  религии,  там  же,  т.  15; Плеханов Г.  В.,  Французская  драматическая  литература  и  французская живопись с точки зрения социологии, Соч., т. XIV, М.-Л., 1924; Бояджиев Г.Н., Дидро, в кн.: История западноевропейского театра,  под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М."  1957;  Гачев  Д.,  Эстетические взгляды Дидро, М., 1940, 2 изд., М.,  196.1;  Державин  К.,  Дени  Дидро (вступ. ст.), в кн.: Д и д р о Д., Избр. произведения, М.-Л., 1951; Л у п п о л И., Дени Дидро, М., 1960; Барская Т.,  Д.  Дидро,  Л.-М., 1962; М о р л ей Д., Дидро и энциклопедисты, М., 1882. Л. Лев.