ДИДЛО
										ДИДЛО (Didelot), Шарль (Карл) Луи [1767, Сток-" гольм,-7(19). XL1837, Киев] - французский артист балета, балетмейстер, педагог. Сын танцовщика швед. Королевского т-ра. Начал выступать на сцене с 5-летнего  возраста. Учился балетному иск-ву в Париже у Ж. Доберваля и О.  Вес-триса.  Будучи еще совсем молодым, Д.  стал  одним  из  выдающихся  танцовщиков  своего времени, выступал в Париже, Лондоне и др.городах. В 1801 был приглашен в качестве танцовщика и балетмейстера в Петербург, где прослужил  до  1829 (с перерывом 1811-16). Здесь он  дебютировал  пост.  балета  "Аполлон  и Дафна" (1802). В  России  Д.  пост.  более  40  балетов,  принесших  ему всеобщее  признание.  Круг  сюжетов,  представленных  в  балетах  Д., разнообразен: наряду с анакреонтич. сюжетами ("Зефир  и  Флора","Амур  и Психея" Кавоса, 1804, 1809) он обращается к трагическим сюжетам ("Федра" Кавоса и др., 1825, "Те-зей и Арианна, или Поражение Минотавра", 1817, и "Альцеста,  или  Сошествие  Геркулеса  в  ад",  1821,  Ан-тонолини),  к историко-романтич.  новелле  ("Венгерская  хижина,  или  Знаменитые изгнанники" Венюа, 1817, "Рауль де Креки, или Возвращение  из  крестовых походов" Кавоса и Сушкова, 1819), к жанровым драмам и комедиям ("Карл  и Лизбета, или Беглец против воли" Турика, 1820, "Молодая  Молочница,  или Нисетта и Лука" Антон олини, 1817) и др. Д. стремился углубить драматич. содержательность  балета,  усилить  эмоциональную   и   психелогич. выразительность образов. Пушкин писал, что "балеты  г.  Дидло  исполнены живости воображения и прелести необыкновенной" (Полн. собр. соч., т.  5, 1957, с. 192).  Д.  инсценировал  для  балета  (раньше  оперы  и  драмы) пушкинского "Кавказского пленника" (муз. Кавоса).  Д.  был  в  дружбе  с деятелями рус. культуры А. Шаховским, А. Орловским, гр. Ф. Толстым и др. С  1804  Д.  возглавлял  Петерб.  театр.  школу,  где  воспитал  плеяду выдающихся танцовщиков и танцовщиц-М. Данилову, А. Истомину, Н.  Гольца, А. Лихутину-Люстих, E. Телешову и др. Лит.: Слонимский Ю., Дидло. Вехи творческой биографии, Л.-М  ,  1958; его же, Мастера балета, (Л.],  1937:  Глушковский  А.  П.,  Воспоминания балетмейстера,  Л.-М-,  1940;  его  же,  Из  воспоминаний  о  знаменитом хореографе К. Л. Дидло, "Москвитянин", 1856, т.  1,  кн.  6;  Мундт  Н., Биография Карла-Людовика Дидло...,  "Репертуар  русского  театра",  СПБ. 1840, т. 1, кн. 3, с 1- 8; Ильин А., Пушкинские балеты, в сб.: Пушкин на сцене Большого театра, М-, 1949; Мовшенсон А. Г.  и  Слонимский  Ю.  О., Новое  о  последних  годах  деятельности  Дидло,  в  сб.:  Театральное наследство, М., 1956, с. 64-94; Красовская В. М., Русский балетный театр от  возникновения  до  середины  XIX  в.,  Л.-М.,  1958;  Гозенпуд  А., Музыкальный  театр  в  России,  Л.,  1959;  Saint-Leon  A.,   La stenochoreographie, ou l'art d'ecrire promptement la  danse,  P.,  1852; Guest I., The romantic ballet in England, L., 1954