ДИАЛОГ  ДРАМАТИЧЕСКИЙ
										ДИАЛОГ  драматический  (от  греч.    -  разговор)-основная  и важнейшая форма драматической речи, представляющая собой  художественный образ жизненного Д. От Д. в эпосе  и  лирике  драма-тич.  Д.  отличается обязательной действенностью, что  обусловлено  самой  эстетич.  природой драмы. В ходе драматич. Д. каждый из  собеседников  (или  один  из  них) стремится  подчинить  другого  своей  воле,  утвердить  в  его  сознании определенные  мысли,  чувства  или  заставить  предпринять  определенные поступки. "Драматизм состоит не в одном разговоре, а  в  живом  действии разговаривающих  одного  на  другого.  Если,  например,  двое  спорят  о каком-нибудь предмете, тут нет не  только  драмы,  но  и  драматического элемента;  но  когда  спорящиеся,  желая  приобресть  друг  над  другом поверхность, стараются  затронуть  друг  в  друге  какие-нибудь  стороны характера или задеть за слабые струны души и  когда  чрез  это  в  споре выказываются их характеры, а конец спора становит их в  новые  отношения друг к другу, - это уже своего рода драма" (Белинский В. Г., Полн. собр. соч., т. 5, 1954, с. 62). Внутр.  построение  драм.  Д.  характеризуется последовательным развитием и сменой драм.  тем,  выявляющих  конфликтные отношения персонажей.  Структура  драм.  Д.  слагается  из  реплик.  Все реплики взаимообусловлены, их смысл и целевая направленность могут  быть до конца поняты только в контексте всего Д.  и  драмы  в  целом.  Особая насыщенность драм. Д. определяется тем,  что  он  по  мере  действенного развертывания выполняет (наряду с ремаркой) также функции описательные и пояснительные, к-рые в прозе и поэзии  осуществляются,  как  правило,  с помощью авторской речи. Специфич. черта драм. Д. то, что он рассчитан на устное воспроизведение, строится по законам устной лит.  речи  с  учетом интонационных, орфоэпич. и фонетич. моментов. На  протяжении  многовековой  истории  драмы  значение  Д.  в  общей структуре пьесы менялось. В античной трагедии и в средневековых мистерии и моралитэ ему отводилось  подчиненное  -  сравнительно  с  монологом  - место.  В  ренессансной,  классицистской  и   романтич.   трагедии "сосуществовали" на равных основаниях монолог и Д. В комедии  Д.  всегда являлся доминирующей  формой  драм.  речи.  В  реалистич.драматургии  Д. получил преобладающее место. Лит.:  Баранник  Д.,  Гай  Г.,  Драматичний  Д1'а-лог,  ,  1961; Балухатый С., Проблемы драматургического анализа, Л., 1927; К н e б e  л ь М., Слово в творчестве актера, М-, 1954; Успенский  В  с-,  Заметки  о языке драматургии, в кн.: Записки о театре, Л,-М., 1960, с. 119-152.  В. С.-П.