ДЖОНСОН
										ДЖОНСОН (Jonson), Бен (наст. имя-Бенджамин)  (11.VI.1573,  Лондон,  - 6.VIII.1637, там же)  -  английский  драматург,  поэт,  теоретик  драмы. Происходил из шотландской протестантской семьи. Отец Д. был священником; умер незадолго до рождения сына. Отчим Д., каменщик, обучил  его  своему ремеслу,  это  дало  Д.  возможность  быть  членом  гильдии  каменщиков, предоставлявшей гражданские права, к-рых не имели актеры.  Д.  учился  в Вестминстерской школе, где получил  блестящее  классич.  образование.  В качестве волонтера Д. участвовал в войне Нидерланд  ов  против  Испании. Вернувшись в Англию в 1592, стал актером. В 1597  Д.-актер  и  драматург т-ра  "Роза",  где  была  пост.  его  первая  пьеса  "Обстоятельства переменились"  (1597)  и  где  Д.  успешно  выступил  в  роли  Джеронимо ("Испанская трагедия" Кида). Д. обладал бурным  темпераментом;  сидел  в тюрьме за убийство на дуэли. Был  одним  из  главных  участников  "войны театров". Завоевав как актер признание зрителей, Д. вошел в милость  при дворе короля Якова I. Последние годы жизни Д. были омрачены одиночеством и бедностью. Комедии Д. "У всякого своя причуда" (1598)  и  "Каждый  без своей причуды" (1599) были впервые пост. "Труппой слуг короля", к  к-рой принадлежал Шекспир.  Эти  пьесы  положили  начало  новому  жанру  англ. драматургии-сатирич. бытовой нравоучительной комедии. В прологах  к  ним Д. обосновал свою "теорию юморов" ("юмор", "гумор" - "жизненный сок", от к-рого по ср.-век. понятиям зависел психич. склад  человека),  требующую изображения таких характеров, в к-рых преобладает одна  черта  ("юмор"), определяющая все их поведение. Эта главная черта обычно  обозначается  в именах героев комедий Д. В своих лучших пьесах Д. разоблачал  социальные пороки совр. ему общества. В комедии "Вольпоне, или Лиса" (пост.  1606?, "Труппа слуг короля")  Д.  обличал  стяжательство,  хищничество,  власть денег, нравственно калечащую человека; в комедии "Эписин, пли Молчаливая женщина" (1609, т-р "Уайтфрайерс") Д. осмеивал причуды  богача;  комедия "Алхимик" (1610, "Труппа слуг короля") была направлена  против  ср.-век. суеверий, шарлатанства  и  корыстолюбия;  в  "Варфоло-меевской  ярмарке" (1614) Д. критиковал  нравы  горожан,  ханжество  и  лицемерие  пуритан. Стремление  Д.  ввести  в  англ.  драматургию  принципы  классицизма, изложенные им в теоретич. работе "Открытия" (изд. 1609), особенно сильно сказалось  в  его  "античных"  трагедиях  "Падение  Сеяна"  и  "Заговор Катилины" (1603 и 1611, "Труппа слуг короля"). В них выражено и политич. свободомыслие Д., его протест против монархич. произвола.  Трагедии  Д., как  и  его  поздние  комедии  ("Дьявол  глуп,  как  осел",  1616; "Притягательная лэди", 1632; "Сказка бочки",  1633  и  др.),  успеха  на сцене не имели. Помимо комедий и трагедий, Д. работал и в др.  драматич. жанрах. Им написано ок. 30 "масок" - пьес аллегорич.  содержания,  почти лишенных фабулы и состоящих из поэтич. монологов  и  диалогов,  песен  и танцев. В этот традиционный жанр  Д.  внес  элементы  пародии.  Историч. драма Д. "Падение Мортимера" и пастораль "Печальный пастух, или  Повесть о Робине Гуде" остались незавершенными. Друг  Шекспира,  почитатель  его гения,  оспаривающий,  однако,  его  художеств.  принципы,  Д.  сам  был крупнейшим  драматургом  эпохи  Возрождения.  Его  творчество  своим гуманизмом  и  глубиной  проблематики  противостояло   эпикурейству придворно-аристократич. театра Д оказал большое влияние  на  англ.  нац. комедийную традицию, проявлявшуюся не  только  в  драматургии,  но  и  в романе 18-19 вв. Разнообразие и яркость созданных им  характеров,  живой язык, народность способствовали сохранению его драматургии в  репертуаре многих т-ров Англии и др. стран. Лучшие пост. в Англии: "У всякого  своя причуда", 29 ноября 1751, т-р "Друри-Лейн", Лондон (Кайтли - Гаррик),  5 июня 1816, там же (Кайтли- Э.  Кин),  20  июля  1838,  т-р  "Хеймаркет", Лондон (Кайтли-Макреди); "Вольпоне" в 17 и 18 вв. постоянно шла почти во всех т-рах Англии, 30 янв. 1921,  т-р  "Лирик",  30  июля  1935  на  Малвернском фестивале (Вольпоне-Лоусон); "Эписин", 26 нояб. 1752, т-р  "Друри-Лейн", пост. Гаррика, 1909, Драматич. об-во им. К. Марло, июнь  1948,  Оксфорд; "Алхимик" в 18 в. часто ставился в т-ре  "Друри-Лейн",  в  нач.  19  в., труппа Беттертона, 1776, т-р  "Друри-Лейн"  (Драггер  -  Гаррик),  1899, Драматич. об-во Елизаветинского т-ра. В СССР "Эписин" - в Петроградском т-ре  ИОН  ("Искания  освобожденной независимости", 1923); "Вольпоне" - в Театре-студии под рук. Ю. А. Завадского (1932),  пост. Завадского, с участием В. П. Марецкой  (пьеса  шла  в  переделке  Г.  Ю. Вечоры, под заглавием "Мое"); в Ленингр. т-ре Комедии (1929),  пост.  К. П. Хохлова, с участием E. M. Грановской и С. Н. Надеждина; в  Гос.  евр. т-ре БССР (под заглавием "Деньги",  1934);  в  Большом  драм.  т-ре  им. Качалова (1957, Казань); "Алхимик" - в Т-ре им. Ко-миссаржевской, 1924.  С о ч.: The works, v. 1-9, L., 1875;  The  complete  plays,  v.  1-2, L.-N. Y., 1929- 34; в рус. пер.-Драматич. произведения, т.  1-2,  M.-Л-, 1931-33; "Эписин, или Молчаливая женщина",  Пб.,  1921;  "Вольпоне,  или Хитрый лис", M.,  1954;  "Варфоломеевская  ярмарка".  М-,  1957;  Пьесы, Л.-М., 1960. Лит.: Аксенов И. А., Елизаветинцы. Статьи и переводы, M., 1938; В a u m Н. W., The satiric and the didactic in Ben  Jonson's  comedy,  [Chapel Hill, 1947]; В e n t  1  e  у  G.  E.,  Shakespeare  and  Jonson:  their reputations in the seventeenth, v. 1-2, Chi.,  1945-46;  Варшер  С.  Э., Литературный противник Шекспира, "Русская мысль", M., 1886, ј 8;  Виппер Ю. Б., Самарин Р. M., Курс лекций по истории зарубежных  литератур  XVII в., M., 1954; История западноевропейского театра, под общей ред.  С.  С. Мокульского, т. 1, M., 1956; Р о м м А. С., Бен  Джонсон,  Л.-М.,  1958. Ел. К.