ДЕЛОНЕ
										ДЕЛОНЕ (Delaunay), Луи Арсен (21.Ш.1826- 21. IX. 1903) -  французский актер. Род. в семье виноторговца. Рано увлекся т-ром. Закончил Драматич. класс Парижской консерватории под рук. Ж. Ф. Прово. С 1845 играл в  т-ре "Одеон" в антрепризе П. Бокажа. После шумного успеха в роли  Людовика  в комедии Мери "Мир и семья"  Д.  был  в  1848  приглашен  в  т-р  "Комеди Франсез". Привлекательная внешность, обаяние юности, свежесть  дарования сразу  сделали  его  одним  из  популярных  актеров  т-ра.  Играл  роли любовников в комедиях Мольера  ("Школа  мужей",  "Школа  жен"),  Корнеля ("Лжец"), Реньяра ("Рассеянный"). Мягким лиризмом,  передачей  тончайших оттенков чувств отличалось  исполнение  Д.  ролей  любовников  в  пьесах Мюссе: Фортунио ("Подсвечник"),  Челио  ("Капризы  Марианны"),  Валентин ("Не нужно биться об заклад") и др. Играл также в пьесах Ожье, Понсара и др. Тонкое мастерство Д. было ограничено типичной  для  бурж.  т-ра  2-й пол. 19 в. "салонной" драматургией. С 1877 Д.-  профессор  декламации  в Драматич. классе Парижской консерватории. Лит.: S a ree у F., La Comedie Francaise, P., 1876; d1 H e у 1 l i G., Delaunay, P., 1883; L у о n n e t H.. Dictionnaire des comediens francais (ceux d'hier), v. l-2, P., 1912-13. E. Ф. ДЕ ЛКА (De Luca), Джузеппе (25.XII.1876, Рим,-26.VIII.1950, Нью-Йорк) - итальянский артист оперы (баритон). Учился пению в Риме у М. Бартолини и затем в муз. академии "Санта-Чечи-лия" у В. Персикини.  Дебютировал  в Пьяченце (1897) в партии Валентина ("Фауст"). Затем с успехом выступал в т-рах  в  Лондоне,  Париже,  Будапеште,  Мадриде,  Барселоне,  Лисабоне, Петербурге,  Москве,  Одессе,  а  также  в  Сев.  и  Юж.  Америке  -  в Буэнос-Айресе и Нью-Йорке (1915-35,  1939-40).  Участвовал  в  премьерах опер "Адриенна  Лекуврер"  Чилеа  (1902  -  партия  Мишоне),  "Германия" Франкетти (1903 - Вормс),  "Чио-Чио-сан"  (1904  -  Шарплес),  "Гойески" Гранадоса (1916-Пакиро) и др. Один из лучших баритонов нач. 20 в., Де Л. обладал голосом красивого, бархатистого тембра, ровно звучавшим во  всех регистрах,  выразит,  фразировкой,  высоким  вок.  мастерством.  Создал галерею разнохарактерных и глубоких сценич. образов: насмешливый  шут  и нежный  отец  Риголетто;  изысканный  Альфонсо  ("Так  поступают  все" Моцарта);  мрачный,  озлобленный  Барнаба  ("Джоконда"  Понкьелли), благородный, страдающий Ренато ("Бал-маскарад" Верди), зловещий  Миракль ("Сказки  Гофмана"  Оффенбаха),  плутоватый  Санчо  Панса  ("Дон  Кихот" Массне) и др. Оставил сцену  в  1877.  Занимался  педагогич.  работой  в Нью-Йорке. Партии: Фигаро, Жермон, Эскамильо; Тонио, Сильвио ("Паяцы"),  сержант Леско ("Манон Леско"  Пуччини),  Скар-пиа  ("Тоска"),  Форд  ("Фальстаф" Верди),  Альберт  ("Вертер),  Граф  ди  Луна  ("Трубадур"),  Амфортас, Вольфрам,  Бекмес-сер   ("Парсифаль",   "Тангейзер",   "Нюрнбергские мейстерзингеры" Вагнера), Евгений Онегин, Демон и др. Лит.: De SchaunseeM.,G.De Luca, "Opera News",  1950,  27.  XI;  Della Corte A., L'interpretazione musicale с gli interpreti, Torino, 1951.  Д. M., Св. Г.