ДЕЛИБ
										ДЕЛИБ (Delibes), Лео (21. П. 1836, Сен-Жермен-дю-Валь, - 16. I. 1891, Париж) - французский композитор. Член Института Франции (с 1884). Учился в Парижской консерватории (по композиции у А. Адана и Ф. Бенуа). С  1853 работал аккомпаниатором  в  "Театр  лирик"  и  церковным  органистом,  с 1865хормейстер  т-ра  "Гранд-Опера".  С  1881  Д.  -  проф.  Парижской консерватории. Первые муз.-сценич. произведения Д.: оперетта "На два  су угольков" (1855, т-р "Фоли нувель", Париж), комич. оперы "Месье  Грифар" (1857, "Т-р лирик", Париж), "Садовник и его господин"  (1863,  там  же), "Бык Апис" (1865, т-р "Буфф-Па-ризьен", Париж).  Автор  балетов  "Ручей" (совм. с Л. Мин-кусом, 1866, "Гранд-Опера"), "Коппелия" (по  новелле  Э. Т. А. Гофмана, 1870, "Гранд-Опера"), "Сильвия" (на сюжет из "Аминты"  Т. Tacco, 1876, там же),  опер:  "Так  сказал  король"  (1873,  т-р  "Опера комик",  Париж),  "ЖандеНи-вель"  (1880,  там  же),  "Лакме"  (1883,там же).0пера  "Кассия"  (из  жизни  галицийского  крестьянства)  осталась незавершенной и была закончена Ж. Массне (1893, "Опера  комик").  Музыка Д., часто связанная с нар. истоками, отличается мелодичностью, тонкостью и изяществом,  гармонич.  свежестью.  Балеты  Д.  высоко  ценили  П.  И. Чайковский и А. К. Глазунов, творчеству к-рых  были  близки  новаторские принципы Д., прежде всего принцип симфонизации балета.  В  лучших  своих балетах   -   "Коппелия",   "Сильвия"   -    Д.    стремился    к реалистически-психологич. осмыслению танца,  создавая  образцы  выразит, балетной музыки. Развивая опыт балетного творчества своего учителя Адана и традиции  иск-ва  оперетты,  Д.  вводил  в  балет  жанровые  зарисовки персонажей,  добивался  образности,  содержательности  традиц.  балетных форм; его балетам присуще сквозное танц. действие. Под влиянием  балетм. Ш. Сен-Леона Д.  пытался  использовать  славянский  фольклор  во  франц. балетной партитуре ("Коппелия"). В пост. Сен-Леона (в России  нов.  ред. Л. И. Иванова) этот балет идет на сценах т-ров всего мира,  в  т.  ч.  и сов. т-ра. Фрагменты партитуры "Сильвии" и "Ручья" легли в  основу  сов. балета "Фадетта" (пост.  и  реж.  Л.  Лавровский,  либр.  его  же  и  В. Соловьева, 1934, Т-р оперы и балета им. Кирова; пост.  также  в  Москве, Одессе и др. городах), созданного на новый реалистически-бытовой  сюжет. Лучшая из опер Д.-"Лакме", на сюжет из жизни инд. народа,  порабощенного англ.  колонизаторами.  Несмотря  на  условность  либретто,  Д.  создал выразит. колоритную музыку, благодаря к-рой опера получила популярность. Д. написал также музыку к драме Гюго "Король забавляется" (возобн. 1882, т-р "Комеди Франсез",  Париж),  дополнительные  номера  к  балету  Адана "Корсар" (1867, "Гранд-Опера") и др. соч Лит.: Французская музыка второй половины XIX века Сборник  переводных работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друски на, М., 1038; G u i r a  u  d  E., Notice sur la vie et les oeuv res de L. Delibes, P., 1892; L o i s  e  1 J.,  "Lakme"  de  L  Delibes:  etude  historique  et  critique,  analyse musicale, P. 1924; С u г z o n H., L. Delibes. Sa vie et ses oeuvres, P. 1928; N o s k e Г., La melodie francaise de Berlioz a Du parc, P.-Amst., 1954.