ДЕКОРАЦИЯ
										ДЕКОРАЦИЯ (от лат. decoro - украшаю) - оформление сцены, воссоздающее материальную среду, в  к-рой  действует  актер.  Д.  "...  являет  собой художественный  образ  места  действия  и  одновременно  площадку, представляющую богатые возможности для осуществления на ней сценического действия" (Попов А. Д., Художественная целостность спектакля,  1959,  с. 118-19). Д. создается с  помощью  разнообразных  выразительных  средств, используемых в  совр.  т-ре,-  живописи,  графики,  архитектуры,  иск-ва планировки места действия, особой  фактуры  Д.,  освещения,  сценической техники, проекции, кино и др. Основные системы Д.: 1)  кулисная  передвижная,  2)  кулисно-ароч-ная  подъемная,  3) павильонная, 4) объемная  и  5)  проекционная.  Возникновение,  развитие каждой  системы  Д.  и  смена  ее  другой  обусловливались  конкретными требованиями драматургии,театр. эстетики, соответствующей истории эпохи, а также ростом науки и техники. Кулисная передвижная Д. Кулисы - части  Д.,  располагаемые  по  бокам сцены через определенные расстояния одна за другой (от портала  в  глубь сцены) и предназначенные для того, чтобы закрывать от зрителя закулисное пространство. Кулисы были мягкие, навесные или жесткие на рамках; иногда они имели фигурный контур, изображавший архитектурный профиль, очертания ствола дерева, листвы и  т.  п.  Смена  жестких  кулис  производилась  с помощью специальных кулисных машин - рам на  колесах,  к-рые  находились (18 и  19  вв.)  на  каждом  плане  сцены  параллельно  рампе.,Эти  рамы передвигались в специально  вырезанных  в  планшете  сцены  проходах  по рельсам, проложенным по полу первого трюма. Впервые такая  система  была применена Дж. Б. Алеотти в дворцовом "театре Фарнезе" в Парме (1628).  В первых дворцовых т-рах Д. состояла из задника, кулис и потолочных падуг, к-рые поднимались и опускались одновременно со сменой кулис. На  падугах писались облака, ветки деревьев'с листвой, части плафонов  и  т.  п.  До наших дней  сохранились  кулисные  системы  Д.  в  придворном  театре  в Дротнинг-хольме (Швеция, 1766, архитектор К. Ф. Адель-кранц) и в  театре бывшего подмосковного имения кн. Н. Б. Юсупова в "Архангельском"  (1818, проект арх. П. Гонзаго). Кулисно-арочная подъемная Д. Возникла в Италии в  17  в.  и  получила широкое распространение в общественных  т-рах  с  высокими  колосниками. Этот вид Д. представляет собой холст, сшитый в виде арки  с  написанными (по  краям  и  по  верху)  стволами  деревьев,  ветвями  с  листвой, архитектурными деталями (с  соблюдением  законов  линейной  и  воздушной перспективы). На сцене может быть подвешено до 75 таких  кулисных  арок, фоном для  к-рых  служит  писаный  задник  или  горизонт.  Разновидность кулисно-ароч-ной  Д.-  а  ж  у  р  н  а  я  Д.  (писаные  "лесные"  или "архитектурные" кулисные арки, -подклеивающиеся на специальные сетки или апплицирующие-ся  на  тюле).  В  настоящее  время  кулис  но-арочные  Д. применяются главным образом в оперно-балет-ных постановках. Павильонная Д. Впервые применена в 1794 нем. актером и режиссером  Ф. Л. Шредером. Павильонная Д. изображает закрытое помещение и  состоит  из стенок-рам, затянутых холстом и расписанных под  рисунок  обоев,  досок, кафеля и т. д. Стенки могут быть "глухими" или иметь пролеты  для  окон, дверей и т. п. Между собой стенки соединяются с помощью закидных веревок - захлесток, и крепятся к полу сцены откосами. Ширина павильонных стенок в совр. т-ре- не более 2,2 м (иначе при  перевозе  декораций  стенка  не пройдет в дверь товарного вагона). За окнами и  дверьми  павильонной  Д. обычно ставятся заспинники (части  подвесной  Д.  на  рамах),  на  к-рых изображается  соответствующий  пейзажный  или  архитектурный  мотив. Павильонная Д.  перекрывается  потолком,  к-рый  в  большинстве  случаев подвешивается к колосникам. В т-ре нового времени объемная  Д.  впервые  появилась  в  спектаклях Мейнингенского т-ра в 1870. В  этом  т-ре  наряду  с  плоскими  стенками начали применяться объемные детали  Д.:  станки  прямые  и  наклонные  - пандусы, лестницы и  др.  сооружения  для  изображения  террас,  холмов, крепостных  стен  и  т.  д.  Конструкции  станков  обычно  маскируются живописными холстами или бутафорскими рельефами  (камни,  корни  дерева, трава и  пр.).  ДлА  смены  частей  объемной  Д.  используются  накатные площадки на роликах (фурки), поворотный круг и др. виды  техники  сцены. Объемная Д. позволила  режиссерам  строить  мизансцены  на  "изломанном" планшете сцены, находить разнообразные конструктивные решения  благодаря к-рым выразительные возможности театр. иск-ва необычайно расширились. Проекционная Д. Была впервые применена в 1908 в  Нью-Йорке.  Основана на проекции (на экран) цветных и черно-белых  изображений,  нарисованных на диапозитивах. Проекция осуществляется с  помощью  театр.  проекторов. Экраном может служить задник, горизонт, стены, пол и  т.  д.  Существуют прямая проекция (проектор находится перед экраном) и проекция на просвет (проектор за экраном). Проекция может быть  статической  (архитектурные, пейзажные и прочие мотивы)  и  динамической  (движение  облаков,  дождя, снега и т. д.).  В  совр.  т-ре,  имеющем  новые  экранные  материалы  и проекционную аппаратуру, проекционные  Д.  получили  широкое  применение (спектакли "Дали неоглядные" Вирты, Т-р  им.  Моссовета,  1957,  "Судьба человека"  Дзержинского,  Большой  т-р,  1961,  "Четвертый"  Симонова, Ленингр. Большой драм.  т-р,  1961,  и  др.).  Простота  изготовления  и эксплуатации,  легкость  и  быстрота  смены  картин,  долговечность, возможность достижения высоких художеств. качеств делают проекционные Д. одним из перспективных видов Д. совр. т-ра. Приведенные  выше  системы  Д.  используются  в  различных  приемах оформления спектакля. Наиболее часто употребляются  вошедшие  в  историю театра приемы-симультанный, "условный" и пространственный. Симультанная Д.- сценический  прием,  при  к-ром  Д.  различных  мест действия показаны одновременно в течение всего  спектакля.  Симультанная Д. получила применение в средневековом  т-ре.  В  истории  сов.  т-ра  к симультанной Д. наиболее близко оформление  спектакля  "Егор  Булычев  и другие" в Т-ре им. Вахтангова (1932). Из условных Д. наиболее часто употребляются т. н. Д. в сукнах. В нач. 20 в.  мягкие  сукна  нейтрального  цвета,  собранные  в  складку,  были использованы англ. режиссером  Г.  Крэгом  в  спектакле  "Росмерс-хольм" Ибсена  (Флоренция,  1906).  Позднее  Крэгдля  оформления  "Гамлета"  в МХТ(1911) применил ширмы. Швейцарский художник А. Аппиа монтировал сукна в сочетании с колоннами,  площадками  и  лестницами  (опера  "Парсифаль" Вагнера, 1910). В спектакле  МХАТ  "Анна  Каренина"  (1937)  использован условный прием соединения на вращающейся сцене  синих  ширм  и  сукон  с вмонтированными в них фраг-метнами архитектуры. Пространственная Д. строится на принципе окружения сцены зрителями со всех сторон. Встречалась еще в средневековом театре. В  начале  20  века использовалась при постановках трагедий  на  арене  цирка  ("Царь  Эдип" Софокла,  реж.  М.  Рейн-хардт,  1910;  "Макбет",  реж.  Ю.  М.  Юрьев, Петроград,  1918).  В  совр.  зарубежном  театре  пространственные  Д. разрабатываются в т. н. театрах с ареной. В сов.  театре  над  проблемой переноса сценического действия в зрительный зал работает Н. П.  Охлопков ("Аристократы", 1935, "Садовник и тень", 1957, и др.). В Д. совр. т-ра синтезируются элементы всех перечисленных выше систем Д. и приемов оформления. Лит.: Петров А. А., Устройство театральной сцены, СПБ, 1911; его  же, Театральная техника, СПБ, 1910; Извеков  Н.  П.,  Техника  сцены,  Л.-М.,  1940;  Мюллер  В.  Н., Декорационное оформление спектакля, М., 1Р56; БассехесА.,  Художники  на сцене МХАТ, М.,1960; F i s с h e 1 O., Das moderne Buhnenbild, В.. 1923. В, Мюл.