ДЕБЮССИ
										ДЕБЮССИ (Debussy),  Клод  Ашиль  (22.VIII.1862,  Сен-Жермен-ан-Ле,  - 25.III.1918, Париж) - французский композитор. С 1873 учился в  Парижской консерватории у А. Мар-монтеля  (фп.),  С.  Франка  (орган),  Э.  Дюрана (гармония) и Э. Гиро (композиция). В нач.  80-х  гг.  19  в.  Д.  дважды посетил Россию, был домашним музыкантом Н.  Ф.  фон  Мекк  (известна  по переписке  с  П.  И.  Чайковским).  В  1884  Д.  окончил  Парижскую консерваторию, получив Рим. пр. за кантату "Блудный сын". В 1885-87  жил в Риме. По возвращении в Париж  вошел  в  кружок  поэтов  и  художников, возглавлявшийся С. Малларме и объединявший представителей  символизма  и импрессионизма. Выступал как пианист и  дирижер  с  исполнением  собств. произв., а также как муз. критик.  В  1913  вновь  посетил  Россию,  где дирижировал концертами в Петербурге и  Москве.  По  масштабу  и  яркости дарования Д. был наиболее видным франц. композитором на  рубеже  19-  20 вв. Однако кризис бурж. культуры проявился и в творчестве Д.; он  отошел от реалистич. принципов класспч. муз.  иск-ва  и  стал  основоположником модернизма во франц.  и  зап.-европ.  музыке.  Крупнейший  представитель импрессионизма, Д. выражал и реалистич. тенденции,  противоречившие  его импрессио-нистич. эстетике. Д. принадлежат оперы "Пеллеас  и  Мелизанда" (1902, т-р "Опера комик"), "Король Лир" (соч. 1899),  мистерия  "Мучение святого Себастьяна" (на слова Г. Д'Аннунцио, 1911, т-р "Шатле",  Париж), балеты "Игры" (1913,  там  же),  "Кхамма"  (1924,  Париж,  в  концертном исполнении), детский балет "Коробка  с  игрушками"  (соч.  1913)  и  др. "Пеллеас  и  Мелизанда"-образец  импрессионистской  муз.  драмы.  В  ней отсутствуют привычные жанровые элементы оперы:  хоры,  ансамбли,  танцы, марши.  Вместо  развитого  ариозного  пения  в  основу  музыки  положена сплошная речитативная декламация, тонко передающая оттенки франц.  речи. Развитое оркестровое звучание богато лейтмотивами-символами. Муз.  ткань оперы выражает загадочную, таинственную  атмосферу.  Действие  статично, подчеркивает роковую  обреченность  героев.  Опера  отражает  "усталость духовной аристократии Европы" (Р. Роллан). Д. проявлял большой интерес к новым приемам выразительности в музыке M. А. Балакирева, А. П. Бородина, Н. А. Римского-Корсакова и особенно M. П. Мусоргского;  творчеству  рус. композиторов он посвятил восторженные статьи. Соч.: Monsieur Croche, antidilettante, P., 1921, 8 ed , P., 1926. Лит.: Альшванг А., Клод Дебюсси. Жизнь и деятельность,  мировоззрение и творчество, М., 1935; К р е м-л е в  Ю.,  Дебюсси  (об  импрессионизме Клода Дебюсси), "Сов. музыка", 134, JS" 8; P'o л л а н  Р.,  "Пеллеас  и Мелизанда" Клода Дебюсси, в  его  кн.:  Музыканты  наших  дней,  пер.  с франц., М.-Л., 1938; Setaccioli G., Debussy е un innovatore, Roma, 1910; К о е с h 1 i n С h., Debussy, P., 1927; V a 1 1 a s L., Claude  Debussy et son temps. P.,  [1958]:  DanckertW.,  Claude  Debussy,  В.,  1950  (с подробной библиографией). д