ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО
										"ДВОРЯНСКОЕ ГНЕЗДО" - по одноименному роману И. С. Тургенева;  первая инсценировка (1893) принадлежит П. И. Вейнбергу. Пьеса  в  4  д.,  5  к. Пост. 27 янв. 1894 в Александрийском т-ре  в  бенефис  Савиной  (Лиза  - Савина,  Марья  Дмитриевна  -Абаринова,  Марфа  Тимофеевна  -  Жулева, Гедеоновский -Варламов, Лаврецкий - Сазонов, Паншин -Аполлонский, Лемм - Нильский, Лаврец-кая -Дюжикова 1-я). 17 окт. 1895-в  Малом  т-ре  (Марья Дмитриевна - Полянская, Полякова, Лиза - Лешков-ская, Марфа Тимофеевна - О. Садовская, Гедеоновский - Горев, Лаврецкий - Южин, Паншин  -  Багров, Лемм - Правдин, Лаврецкая - Тираспольская), в 1914 - в  Моск.  драматич. т-ре (Марфа Тимофеевна-Блюменталь-Тамарина, Лиза - Полевицкая). "Д.  г." (в  инсц.  Вейнберга,  позднее  в  инсц.  Соболыцикова-Самарина)  широко ставилось  на  про-винц.  сцене:  т-р  "Соловцов",  Киев  (1913,  реж. Синельников; Лиза - Полевицкая, Шатрова,  Лаврецкий  -  Радин,  Баратов, Лемм-С. Кузнецов), Саратовский т-р (1913) и др. На  сов.  сцене  "Д.  г."  ставилось  до  1957  гл.  обр.  в  инсц. Собольщикова-Самарина, затем в инсц. А. В. Успенского и И. В. Штока: Т-р Ленсовета, Москва (1940); Харьковскич т-р (1940, реж. Крамов);  Ленингр. т-р  им.  Пушкина  (1941,  1956,  реж.  Музиль,  худ.  Дмитриев,  Марья Дмитриевна - Мичурина-Самойлова, Лиза - Рашевская,  Марфа  Тимофеевна  - Корчагина-Александровская, Лаврецкий - Н. Симонов, Лемм - Скоробогатов); Горьковский т-р (1941, реж.  Соболыциков-Самарин);  Моск.  т-р  драмы  и комедии  (1948);  Рязанский  т-р  (1949,  реж.  Канин);  МХАТ  (1957, реж..Яншин;  Лиза-Калинина,  Лемм-Топорков)  и  др.  Издания:  Первая публикация инсц. "Д. г." - 1894; "Д. г.", инсц. в 4 д. А. Успенского  и  И.  Штока,  М.,  1957.  Лит.: "ЕИТ". Сезон 1893-1894, СПБ, 1895. с. 173-177. А. Шн. ДЕ АМИЧИС БУОНСОЛАЦЦИ, А.- см. Амичис, Анна Лючия де. ДЕББЕЛИН  (Dobbelin),  Карл  Теофиль  (27.IV.1727-  10.XII.1793)  - немецкий  актер  и  театральный  деятель.  Изучал  юриспруденцию  в университете в Галле,  затем  поступил  в  труппу  К.  Нейбер;  выступил впервые в Цербсте в роли Цинны (о. п. Корнеля, 1750). Играл героич. роли и позднее. В 1752 работал в труппе Шуха, в 1754 в труппе Аккермана,  где играл роли молодых  любовников  и  интриганов.  Выступал  в  спектаклях, организованных Аккерманом в Галле в 1754-55, играл гл. роль в "Умирающем Катоне" Готшеда. В 1756 Д. организовал в Эрфурте свою  труппу,  с  к-рой выступал  в  Лейпциге,  Галле,  Магде-бурге,  Брауншвейге,  Дрездене, Гамбурге. В Гамбурге играл в 1767 роль Замора  ("Альзира"  Вольтера).  В 1768 Д. пост. в Берлине "Минну  фон  Барн-хельм",  в  к-рой  играл  роль вахмистра, позднее "Эмилию Галотти" (1772)  и  "Натана  Мудрого"  (1783, играл роль Натана) Лессинга. В 1771 пост. в  Лейпциге  "Ричарда  III"  в переработке X. Вейсе. Д. боролся  за  развитие  нац.  т-ра.  Он  обладал глубоким знанием совр. и классич.  драматургии,  критич.  способностями. Как  актер  отличался  совершенной  техникой  декламации,  большим темпераментом. С особым успехом играл роли,  характеризующиеся  патетич. напряжением, сильными взрывами чувств. Д. был автором  пьес:  "Психея  в детстве" (1775), "Филидор, или Девяностолетний старик" (1776) и  "Генрих Великий" (1780). Историч. значение Д.- гл. обр. в его неутомимой  работе театр. организатора, он стремился поднять художеств. уровень спектаклей, привлечь в т-р лучших актеров и т. д. Обосновавшись в  Берлине  в  1775, труппа Д. пост. спектакли: "Отелло" (1775), "Гамлет" (1777). С  1786  Д. возглавлял Королевский нац. т-р. В 1789 ушел со сцены.