ДАНЛЕП
										ДАНЛЕП  (Dunlap),  Уильям  (19.II.1766-28.IX.  1839)  -  американский драматург, режиссер, художник, искусствовед. В 1784 - 87 жил  в  Европе, изучал живопись и т-р.  Возвратившись  в  США,  занимался  переводами  и переделкой франц. и нем. пьес, в осн. А. Коцебу. Оригинальные  пьесы  Д. (ок. 30) не обладают высокими художеств. качествами.  Лучшая  из  них  - трагедия "Андре" (1798), отражает события войны за независимость в  США. Пользовались успехом пьесы: "Отец,  или  Американский  шендизм"  (1789), "Лей-сестр" (1794), "Аббатство Фонтенвиль"  (1795),  "Феодальный  барон" (1796) и "Итальянский отец" (1799). В 1796 Д. становится совладельцем, а затем  владельцем  нью-йоркского т-ра "Старая американская компания". Обанкротившись в  1805,  стал  зам. директора т-ра "Парк". Занимался антрепренерской деятельностью до  1812. Одновременно выступал как  режиссер.  Д.  тщательно  работал  над  всеми деталями  спектакля,  был  решительным  противником  системы  "звезд", стремился создать слаженный  исполнительский  ансамбль.  Д.  -  один  из организаторов "Нац. академии художественных  форм";  в  1831-38  был  ее вице-президентом. В 1832 опубликовал первую в США "Историю американского театра", в 1834- "Историю  искусств  художественного  конструирования  в Соединенных Штатах". Ему  принадлежит  также  жизнеописание  знаменитого англ. актера Дж. Ф. Кука (1813). Лит.: Literary history of the US, N.Y., 1953; Dictionary of  American biography, [N. Y.], 1930; Q u i n n A. H., A  history  of  the  American drama from the beginning to the Civil war, N. Y., 1946. Я. К. Д'АННУНЦИО  (D'Annunzio),  Габриеле  (12.III.  1863-1.III.  1938)  - итальянский  писатель  и  драматург.  Один  из  идеологов  фашизма.  К драматургии Д. обратился в 90-х гг. в значительной мере под влиянием  Э. Дузе. Им написаны пьесы: "Сон в весеннее утро" (1897,  т-р  "Ренессанс", Париж), "Сон осеннего вечера" (1905, т-р "Россини",  Ливорно),  трагедии "Мертвый город" (1898, т-р "Ренессанс", Париж),  "Джоконда"  (1898,  т-р "Беллини",  Палермо),  "Слава"  (1899,  т-р  "Меркадан-те",  Неаполь), "Франческа да Римини" (1902, т-р "Костанци", Рим), "Дочь  Йорио"  (1904, т-р "Лирико", Милан), "Факел в темноте" (1905, т-р  "Мандзони",  Милан), "Больше чем любовь" (1906, т-р "Костанци", Рим),  "Корабль"  (1908,  т-р "Архентино", Рим), "Федра" (1909, т-р "Лирико", Милан); две мистерии  на франц. яз.- "Мученичество св. Себастьяна" (1911,  т-р  "Шатле",  Париж), "Пизанелла" (1913, там  же)  и  оперное  либретто  "Паризина"  (муз.  П. Масканьи, 1913, "Ла Скала"). Крупнейший представитель декаданса в  итал. лит-ре,  Д.  вел  борьбу  с  реализмом  идем  ократич.,  прогрессивными социальными тенденциями в итал. драматургии конца 19 в. Трагедии Д., как правило,  лишены  действия,  они  утверждают  аморализм,  мистику,  идеи милитаризма и  колониализма;  герой  их  -"сверхчеловек",  проповедующий господство красоты над моралью  ("Мертвый  город",  "Джоконда"),  власть "сильной личности" над "толпой" ("Слава"), необходимость им-периалистич. завоеваний ("Больше чем любовь",  "Корабль").  Несмотря  на  то,  что  в драмах Д. играли  крупнейшие  итал.  актеры  Э.  Дузе,  Э.  Цаккони,  Э. Грама-тика, Р. Руджери,  М.  Абба,  М.  Бенасси,  ни  одна  из  них,  за исключением "Дочери Йорио" и отчасти "Франчески  да  Римини",  не  имела большого успеха. Герои Д. с их  апологией  страсти  были  близки  многим итал. актерам (особенно Дузе). "Дочь Йорио", "Франческа да Римини" и др. шли на рус. сцене. Д. работал также в кино. Соч.: Il teatro di D'Annunzio in 2 voli., con un avvertimento  di  R. Simoni, v. 1-2, Milano, 1940; в рус. пер.- Полное собр.  соч.,  тт.  II, III, VI, VIII, IX, М., 1909-10. Лит.: Т о n e I I i L., La tragedia di G. D'Annunzio, Palermo,  1914; Vincieri M., Il teatro dannunziano, Uddine, [1940]. p. x.