ГУНИА
										ГУНИА,  Валериан  (Валико)   Леванович   [9(21).I.   1862,   с. Эка,31.VII.1938,  ТОилиси]  -  грузинский  советский  актер,  драматург, режиссер, театральный деятель, критик, переводчик. Нар. арт.  Груз.  ССР (1933). Род. в дворянской семье. Учился в Москве в Петровско-Разумовской с.-х. академии. В  Москве  сблизился  с  А.  И.  Сумбатовым-Южи-ным.  По возвращении в Тифлис организует груз. любительские спектакли и участвует в них.  В  1882  вступил  в  тифлисскую  груз.  драм.  труппу.  Поборник реалистич. иск-ва, Г. внес значит, вклад в  развитие  нац.  груз.  т-ра. Революц.-демократич. тенденции творчества Г. особенно полно проявились в годы первой рус. революции 1905. Г.  исполнял  гл.  роли  в  спектаклях, выражающих протест против социальной несправедливости  (Гела  -  "Патара Кахи" А. Церетели и др.) и ставил  эти  спектакли.  Г.-  актер  глубокой мысли, тщательно  работавший  над  сценич.  образами,  обладавший  ярким темпераментом, красивым по тембру голосом. Играл разнохарактерные  роли: Лир, Отелло; Како ("Како разбойник" по Чав-чавадзе),  Скалозуб("Горе  от ума"),Эдип  ("Царь  Эдип"  Софокла),  Кин  (о.п.  Дюма-сына),  Осип ("Ревизор"), Отар-бек ("Измена" Сумбатова-Южина), Берсенев ("Разлом"). Г. воспитал плеяду  талантливых  актеров,  организовывал  сезонные  и гастрольные труппы для обслуживания груз. городов и сел. В  1908  принял участие в организации нар. т-ра в Кутаиси для рабочих. В 1882 Г. написал свою  первую  пьесу  "Незаконнорожденный"  (пост.  в  Тифлисе).  Среди многочисл. пьес, переводов, переделок Г.  -  патриотич.  драмы  "Брат  и сестра",  "Два  героя",  комедия  "Маневры".  Г.  переводил  Гоголя, Островского, Шекспира, Мольера, Гюго, Ибсена, Гауптмана  и  др.  Написал либретто к операм "Даиси"  3.  Палиашвили  (1923),  "Динара"  Аракишвили (1924), "Христине" Гогниашвили.  Перевел  на  груз.  яз.  либретто  опер "Севильский  цирюльник",  "Кармен",  "Риголетто".  Редактировал  газету "Театри" (1886) и др.  перподич.  издания,  писал  статьи  в  газетах  и журналах. В 1889 издал книгу "Грузинский театр 1879-1889". После установления в Грузии Сов.  власти  (1921)  Г.  стал  одним  из активных строителей сов. театр. культуры: принимал  активное  участие  в организации  бесплатных  спектаклей  для  рабочих,  руководил  театр. коллективами и был избран первым председателем Союза работников  иск-ва. С 1913 снимался в кино. Соч. на груз. яз.: Грузинский театр за 1879-1889, ТО., 1889; Драмы  и комедии, кн. 1-2, ТО., 1893; Статьи и письма, ТО., 1953. Лит.:  День  благодарности.  Юбилейный  иллюстр.  альманах  в  честь 35-летней деятельности В. Гуния, ТО., 1917; Джанелидзе Д., В. Гуния, в кн.: Сахиоба, ТО., 1958; Бердзенишвили Н., Большой деятель грузинского театра [В. Гуния], ТО., 1959 (все изд. на груз. яз.); Т а в з а-рашвили  Г.,  Грузинский  театр. М., 1930; Б у х н и к а-швили Г., Грузинский  театр  за  сто  лет,  ТО., 1950. А. П. ГУНО (Gounod), Шарль (17.  VI.  1818,  Париж,-18.  X.  1893, Сен-Клу) - французский композитор, дирижер, музыкальный  писатель.  Член Ин-та Франции (с 1866). Виднейший  представитель  франц.  лирич.  оперы. Отец Г. - художник, мать - пианистка. В 1836-38 Г.  учился  в  Парижской консерватории у А. Рейха, Ф. Лесюэра, Ф. Галеви, А. Бертона и Ф. Па-эра. В 1839 за кантату "Фер-нан" был удостоен Рим. пр. В 1845  -  52  работал церк. органистом и капельмейстером в  Париже,  в  1852-  1860  руководил объеди' нением хоровых обществ "Орфеон". В 1851 была поставлена опера Г. "Сафо"  (т-р  "Гранд-Опера";  в  1884  переработана),  в  1854  -  опера "Кровавая монахиня" ( т-р "Гранд-Опера"). В дальнейшем композитор создал оперы: "Царица Савская" (1862, т-р "Гранд-Опера"), "Мирейль" (1864, "Т-р лирик"), "Ромео и Джульетта" (1867, "Т-р лирик", с балетом 1888) и др. В своих  сценич.  соч.  Г.  противопоставил  внешним  театр.  эффектам, приподнятости чувств, характерным для романтич.  т.  н.  большой  оперы, стремление к простоте, правдивости сюжета и музыки (сам  Г.  отдал  дань этому жанру в операх "Сафо",  "Кровавая  монахиня",  "Царица  Савская"). Одно из популярнейших произв. мирового оперного репертуара  -  опера  Г. "Фауст" по Гете (1859,  "Т-р  лирик",  Париж).  Далекая  от  философских обобщений  Гете  (что  было  подчеркнуто  композитором,  давшим  опере первоначально  название  "Маргарита"),   опера   привлекает   своей эмоциональностью, мелодичностью, изяществом формы. Муз.  язык  оперы  во многом связан с мелодией франц. гор. песни-романса  и  танца.  Появление "Фауста" нанесло сокрушительный удар эстетике большой оперы.  Реалистич. тенденции, выявившиеся в "Фаусте", Г. частично развивал и в др. произв., но в этих операх, даже  в  лучшей  после  "Фауста"  опере  Г.  "Ромео  и Джульетта", сказалось стремление к красивости,  искусственная  трактовка муз. материала. Опера "Полиевкт" (1878,  т-р  "Гранд-Опера")  проникнута религиозными настроениями, мистикой. Г. принадлежат также  музыка  к  спектаклям  и  соч.  в  др.  жанрах. Творчество Г. оказало большое  влияние  на  дальнейшее  развитие  франц. оперы (в частности,  на  молодого  Бизе).  Г.-автор  работ  ""Дон  Жуан" Моцарта" (Париж, 1890), "Записки артиста"  (Париж,  1896,  в  рус.  пер. 1904), статей и др. Др. оперы: "Лекарь поневоле" по Мольеру (1858, "Т-р  лирик",  Париж), "Коломба" (1860, Баден-Бадиг), "Филемон и Бавкида" (1860,  "Т-р  лирик", Париж), "Сен-Мар"  (1877,  "Опера  комик"),  "Дань  Заморы"  (1881,  т-р "Гранд-Опера") и др.; музыка к комедиям Мольера "Мещанин во  дворянстве" (1857, "Театр Франсе") и "Жорж  Данден"  (1873,  неоконч.),  к  трагедии "Улисс" Понсара (1852; т-р "Ко-меди Франсез"), к драмам  "Две  королевы" Легуве (1872, т-р "Вентадур") и "Жанна д'Арк" Барбье (1873, т-р "Гете"), Лит.: 50 опер [Ред. сост. М. Друскин], Л., 1959; Французская музыка второй половины XIX века.  Сб.  переводных  работ. Вступ. ст. и ред. М. С. Друскина, М., 1938;  Серов  А.  Н.,  Критические статьи, т. 4, СПБ, 1895; "Артист", 1893,  ј  31,  кн.  11,  с.  192-194; "Всемирная иллюстрация", 1873, .Ns 210, с. 27; S a i n t-S a e n  s  C., Ch. Gounod et le Don Juan de Mozart, P., 1894; P r o d'-ho m m e J.  G., et Dandelot A., Gounod..., v. 1-2, P., 1911; Soubies A. et Curzon H. de, Documents inedits sur le Faust de Gounod, P., 1912; 0 1 1 on e R.  d\  Gounod  et  l'opera  comique,  "RM",  1933,  XIII, novembre; H a r t l er H., Einfuhrung zur  Oper  Margarethe,  B.,  1939; Landormy P., Gounod, P., 1942; H i l l e m а с h  e  r  P.  L.,  Charles Gounod, P., [1906]; Landormy P., "Faust" de Gounod, P., 1922.