ГРЮНДГЕНС
										ГРЮНДГЕНС (Grundgens),  Густав  (р.  22.ХП.1899)-  немецкий  актер  и режиссер. Ученик Л. Дюмон. В 1918 дебютировал  как  актер  во  фронтовом т-ре, в 1919  поступил  в  школу  при  Дюссельдорфском  драм.  т-ре.  По окончании школы (1920) играл  в  гор.  т-рах  Хальберштадта,  Киля  и  в гамбургском "Каммер-шпиле", в к-ром впервые  выступил  как  режиссер.  В 1928-32 был актером и режиссером берлинского  "Немецкого  т-ра",  ставил спектакли  в  "Кролль-опере"  и  Гос.  опере.  С  1932  Г.-интендант (руководитель) Берлинского гос. т-ра, с  1937  -  генеральный  интендант Прусского гос. т-ра в Берлине. В 1946-47 Г. играл и ставил  спектакли  в "Немецком т-ре"  (Берлин),  затем  переехал  в  ФРГ,  где  был  назначен генеральным  интендантом  т-ров  Дюссельдорфа.  С  1955  Г.  возглавляет Гамбургский немецкий драм. т-р. Творчество Г. противоречиво.  Он  ставил низкопробные пьесы Муссолини и в  то  же  время  создал  ряд  выдающихся классич. спектаклей: "Король Лир"  (1934),  "Двенадцатая  ночь"  (1937), "Чайка" (1948; исполнял роль Тригорина). Из совр.  репертуара  наряду  с пьесой "Процесс" Кафки (1950) Г. пост. пьесу сов. драматурга  Е.  Шварца "Тень" (1947) и "Святую Иоанну скотобоен"  Брехта  (1959).  Среди  ролей Г.Гамлет; Мальволио ("Двенадцатая ночь"), Мефистофель (1-я и  2-я  части "Фауста"), Торквато Тассо (о. п. Гете), Франц Моор; Фиеско,  Валленштейн ("Заговор  Фиеско  в  Генуе",  "Пикколомини"  и  "Смерть  Валленштейна" Шиллера), Маркиз фон Кейт (о. п. Ведекинда). Для  игры  и  режиссуры  Г. характерны  оригинальность  трактовки,  склонность  к   подчеркнуто театральной условной форме, гротеску, скупость и строгость выразительных средств. Сдержанное изящество, сценич. эффектность, стремление к внешней остроте, присущие его образам,  дополняются  пла-стич.  выразительностью жеста  и  речи.  Причудливость  гротеска  порой  подменяет  глубину, содержательность. Г. работает также как актер и режиссер кино. Статьи и речи Г. 1929-51 собраны в  книге  "Действительность  театра" ("Wirklichkeit des Theaters" [Frankf./M.], 1953). Лит.: Берковский H., Манера и стиль, "Театр", М., 1960, .ј 3; M u h r A., Gro?es Theater, Begegnungen mit G. Grundgens, B., 1950; *M e l с h i n g e r S., Modernes Theater, Munch., 1956. B. K.