ГРОТЕСК
										ГРОТЕСК (франц. grotesque, от итал.  grotesco-причудливый,  grotto  - грот) - художественный жанр, а также прием. Понятие "гротеск" ведет свое начало от росписей на стенах древнеримских  построек  (гротов),  в  этих композициях причудливо сочетались  элементы  животного  и  растительного мира,  образуя  переходы  лиственного  или  цветочного  орнамента  в человеческий торс, голову фантастического чудовища, зверя и пр. В совр. иск-ве Г.- жанр (или прием),  в  к-ром  художник  сознательно прибегает к  нарушению  жизненных  форм  и  пропорций,  для  того  чтобы разоблачить двойственность явления, обнажить его уродливость, нелепость, доходящую  до  пределов  ужасного.  Художественная  природа  Г.  требует поэтому  сближения  смешного  и  трагического,  контрастного  сочетания реального  и  фантастического,  крайнего  преувеличения  Г.  раскрывает нелепое, карикатурное, низменное в трагических явлениях; для этого жанра характерно  внезапное  смещение  серьезного,  трагического  в  плоскость комичного (изображение войны в офортах Гойи, бурж. правосудия в  романах Диккенса, в графике Домье, и пр.). Нарушая обычное восприятие  того  или иного  явления  действительности,  реальные,  жизненные  соотношения, художник углубляет его  истинный  смысл.  Вместе  с  тем  средствами  Г. художник может выявить в смешном и обычном  явлении,  опасные,  зловещие черты.  Показывая  низкий,  комич.  характер  этих  явлений,  художник одновременно подчеркивает их  страшную,  трагическую  сущность,  доводит порой комическое до трагедийного звучания, превращает его в  фантастику, уродливый кошмар. ? театр. иск-ве и драматургии приемы Г. применялись  в античном  миме,  в  комедиях  Аристофана,  Плавта  и  др.  Г.  получил распространение в ср.-век. фарсе, в нар. итал. комедии масок, в комедиях Шекспира. Г. высоко  ценили  романтики,  видя  в  нем  одно  из  средств раскрытия драматич. несоответствий и контрастной разносторонности жизни, обличения  страшной  силы  пошлости,  мещанской  косности  быта.  Г. применяется в сатирич. комедии и в трагедии.  К  Г.  обращались  Гофман, Гюго, в рус. драматургии - Гоголь, Сухово-Кобылин, Маяковский,  а  также актеры-романтики- Л. Девриент, Фредерик-Леметр, в России - П.  Моча-лов. Г. использовался в сов. т-ре в режиссуре К. С. Станиславского  ("Горячее сердце"),  Вахтангова  ("Чудо  святого  Антония"  Метерлинка),  В.  Э. Мейерхольда, А. Д. Дикого, в творчестве С. М.  Михоэлса,  М.  А.  Чехова ("Ревизор"), Н. П. Хмелева ("Дядюшкин сон"), И. В.  Ильинского  ("Лес"), С. А. Мартинсона ("Бесприданница"), С. Г. Бирман ("Блоха" по Лескову)  и др.  актеров.  В  иск-ве  актера  Г.  характеризуется  остротой  и неожиданностью  пластич.  рисунка.  Образы,  отмеченные  Г.,  выражают сатирич.  осмеяние  или  передают  ощущение  тревоги,  безысходности.  К средствам Г. обращаются совр. зап.-европ. драматурги, напр. Ж. Ионеско. Сильное и острое средство  художественного  обобщения,  Г.  сохраняет свою подлинную  ценность  лишь  тогда,  когда  он  применяется  не  ради занимательности формы, а раскрывает  реальные  грани  жизни,  сочетающие ужасное и смешное. Лит.: Станиславский К. С., Собр. соч.,  т.  6,  М.,  1954,  с.255-58; Мейерхольд В., О театре, М., 1912; Евг. Вахтангов. Материалы  и  статьи, М., 1959; Симонов Р., С Вахтанговым, М., 1959, с. 67-106. Т. Р., Т. Бач.