ГРИЛЬПАРЦЕР
										ГРИЛЬПАРЦЕР (Grillparzer), Франц (15.1.1791,  Вена,-  21.1.1872,  там же) - австрийский  писатель,  драматург,  исследователь  театра.  Изучал право в Венском ун-те  (1808-12).  С  1813-  чиновник,  с  1832-директор архива  Министерства  финансов  в  Вене.  Г.  не  принимал  реакционного меттерниховского  режима,  тяготился  службой  и  вступал  в  постоянные конфликты с цензурой, запрещавшей его произведения,  но  он  отвергал  и революцию. После 1848 происходит поворот Г. к консервативным позициям, а в  конце  жизни  он  примиряется  с  окружающей  его  действительностью. Политич. колебания обусловили и противоречивость творчества Г.: с  одной стороны,- гуманистич. утверждение ценности жизни и любви, протест против за-хватнич. войн и преступлений, мечты о всеобщем счастье,  с  другой  - про- поведь отречения, отказ от  борьбы,  индивидуализм,  попытки  найти выход в иллюзорной "личной свободе". Для творчества Г. характерно разнообразие  драматич.  форм  (трагедия рока, историч. трагедия, драма-сказка, драматич. поэма, комедия). Первое  законченное  драматич.  произв.  Г.-"Бланка  Кастильская" (1809)классицистич. драма, написанная по образцу "Дон Карлоса", на сцене не ставилась. В романтич. трагедии "Праматерь" (пост. в 1817 в т-ре  "АН дер Вин" с участием артистов "Бургтеатра") Г.  использует  дра-матургич. приемы, характерные для "трагедии рока" нем. романтиков. Тема господства судьбы над волей и порывами человека, ставшая впоследствии одной пз  гл. тем  драматурга,  раскрывается  здесь  на  романтико-фантастич.  фоне (действие происходит в мрачном ср.-век. замке, населенном  призраками  и привидениями, герой пьесы- разбойник, сын благородного владельца замка и т. д.). На этом фоне драматург создавал характеры энергичных  и  волевых людей, пытающихся бороться с властью судьбы. Его герои - люди глубоко  и сильно чувствующие. Вслед  за  "Праматерью"  Г.  пишет  трагедию  "Сафо" (1818, "Бургтеатр", в гл.  роли  С.  Шредер),  трилогию  "Золотое  руно" (1820,  "Бургтеатр",  1826),  трагедию  "Волны  моря  и  любви"  (1831, "Бургтеатр"), в к-рых стремится уйти от мрачной совр. действительности в светлый мир солнечной Эллады.  В  этих  пьесах  Г.  говорит  о  служении иск-ву, об отречении от человеческой любви во имя  творчества  ("Сафо"), показывает пагубную силу власти золота, разрушающую истинные  чувства  и ведущую человека к гибели ("Золотое руно"), утверждает победу любви  над религией и аскетизмом ("Волны моря и  любви").  Романтические  тенденции сочетаются  в  его  трагедиях,  написанных  на  античные  сюжеты,  с устремленностью к реализму и психологическими  мотивировками  поступков, развитием характеров. В  историч.  трагедии  "Счастье  и  гибель  короля Оттокара" (1825, "Бургтеатр", с участием Аншюца и С. Шредер)-  о  борьбе Рудольфа Габсбургского с  богемским  королем  Оттокаром,  автор  осуждал честолюбца  и  узурпатора  Оттокара  (придавая  ему  черты  Наполеона), ведущего несправедливую, завоевательную войну.  В  трагедии  из  истории Венгрии 13 в. "Верный слуга своего  господина"  (1828)  Г.  возвеличивал графа Банк-бана, к-рый защищал монархию  от  восставшего  народа  и  для к-рого долг по отношению к королю выше  личного  счастья.  Обе  трагедии были запрещены из-за  аналогии  с  совр.  событиями.  Отвергая  политику всесильного  правителя,  Г.  приходит  к  отрицанию  всякой  политич. деятельности.  В  трагедии  "Сон  есть  жизнь"  ("Бургтеатр",  1834)  Г. показывает,  что  безграничное  честолюбие  влечет  человека  на  путь преступления и зла. В историч. трагедии "Вражда братьев  в  Габсбургском доме" (1850)  Г.  противопоставляет  узурпатору  Максимилиану  "слабого" короля Рудольфа II, предпочитающего политич. борьбе  созерцательность  и душевный  покой.  В  историч.  трагедии  "Еврейка  из  Толедо"  (1855, "Бургтеатр", 1873) Г. показывает короля, отрекающегося от любви  во  имя формального  долга  перед  государством.  Драматич.  поэма  "Либуша" ("Бургтеатр", 1874) воплощает утопич. идею  о  совершенном  общественном порядке, полученном мирным путем, благодаря справедливому правителю.  Г. отдается идеалистич. мечтам о всеобщем счастье, хотя и не видит реальных путей к их осуществлению. В1837 Г. написал историч. комедию "Горе  тому, кто лжет". После провала комедии в  "Бургтеатре"  в  1838  Г.  отказался печататьи не разрешал ставить на сцене свои произв. Последующие драмы Г. были опубликованы лишь после его смерти. В "Бургтеатре" основными постановщиками пьес Г. были П. Шрейфогель  и Г. Лаубе. Пьесы Г. ставились во мн. странах мира, в т. ч. и в России. M. H. Ермолова  играла  в  1891-92  в  Малом  т-ре  Сафо  (о.  п.);  В.  Ф. Ко-миссаржевская в 1909 в своем т-ре играла Берту  ("Праматерь").  Пьесы Г. сохраняются в репертуаре т-ров и в наст. время. Г. был автором лирич. стихов и новелл, его перу  принадлежат  исследования  по  истории  нем., франц., греч. и  итал.  литературы  и  т-ров  -"Исследование  испанского театра" (1892), "Исследование греческих драматургов"  (1892)  и  др.  Он особенно глубоко изучал творчество исп. драматургов 17 в. Лопе де Вега и Кальдер она. Соч.: Samtliche  Werke,  Bd  1-38,  В.,  1909-45;  Werke,  mit  einer Einfuhrung von C. Prager, Bd 1-6, Lpz., 1957; в рус. пер.-Пьесы,  M.-П., 1923; Пьесы, М.-Л-, 1961. Лит.: К a t a n n  О."  Wegweiser  durch  die  Grillparzer-Literatur, Stuttg., 1921-22; Va n  es  e  K.,  Grillparzer-Bibliographie,  Stuttg., 1937; E h r h а г d t A., P. Grill-parzer. Sein Leben und  seine  Werke, 2. Aufl., Munch. 1910; Reich E., F. Grillparzers Dramen, 4. Aufl. Dresd., 1937; Vanese K., F. Grillparzer. Bild und Forschung, Stuttg., t941; N a d l e r J., F. Grillparzer, W., 1952; Auernhei-m er R., F. Grillparzer.  Der Dichter Osterreichs, W., 1949; F  u-erst  N.,  F.  Grillparzer  auf  der Buhne, W -Munch., 1958. Harn. B.