ГРИБОЕДОВ
										ГРИБОЕДОВ, Александр Сергеевич [4(15).1.1795, Москва,-30. I (11. II). 1829,  Тегеран]-русский  драматург  и  поэт.  Один  из  основоположников реализма в рус. лит-ре и  т-ре.  Род.  в  семье  офицера  рус.  гвардии. Окончил со степенью кандидата словесный (1808)  и  юридич.  (1810)  ф-ты  Моск.  ун-та;  затем  учился  на физико-математич. ф-те ун-та. Г. владел многими европ. и вост.  языками, был превосходным музыкантом, сам писал музыку (сохранились 2 его  вальса для фп.). В 1812 пошел добровольцем в армию. В 1816  вышел  в  отставку, поступил на службу в  Коллегию  иностр.  дел  (Петербург).  В  1818  был секретарем рус. дипломатич. миссии в Персии и направлен в Тифлис;  затем жил в Тебризе. В 1822 Г. назначен секретарем по  дипломатич-  части  при командующем рус. войсками на Кавказе генерале А. П.  Ермолове.  1823  Г. проводит в Москве, 1824 - в Петербурге. За время  пребывания  в  столице сблизился с Пушкиным, а также с членами  тайного  политич.  об-ва-В.  К. Кюхельбекером, Н. М. Муравьевым, П. Я. Чаадаевым, П. Г. Каховским, К. Ф. Рылеевым, А. А. Бестужевым, А. И. Одоевским и др. По  своим  взглядам  и настроениям Г. примыкал к  декабристскому  движению,  хотя  не  верил  в возможность успеха воен. заговора без участия нар.  масс.  В  Петербурге усиливается  интерес  Г.  к  т-ру,  расширяются  его  театр.  знакомства (артисты: Е. С. Семенова, А. М.  Колосова,  М.  И.  Вальберхова,  В.  А. Каратыгин, И. И. Сосницкий; балерины: А. И. Истомина, Е.  А.  Телешова). Интерес к т-ру сближает Г. и с петерб. поэтами и драматургами: П. А. Вяземским, Н. И. Хмельницким, А. А. Шаховским, П. А. Катениным, ставшими соавторами его ранних драматургич.  опытов.  Г.  был  творчески связан с композиторами А. А. Алябьевым и А. Н.  Верстов-ским  (последний сочинил музыку к водевилю Г. и Вяземского "Кто брат, кто сестра", 1824). Ранние  комедии  Г.  :  "Молодые  супруги"  (1814,  свободная  переделка популярной в те годы комедии франц. драматурга К. де  Лессера  "Семейная тайна") и "Притворная неверность"  (1817-вольный  перевод  Г.  п  А.  А. Жандра одно  им.  франц.  комедии  Барта)  представляли  собой  типичные образцы модного в  10-е  гг.  19  в.  жанра  светской  комедии.  Комедия "Молодые супруги" была впервые пост. на петерб. сцене 29 сент.  1815  (с участием Е. С. Семеновой, Р1. И. Сосницкого, Я. Г. Брянского), в  Москве - 4 июля 1816, в 10-20-е гг. 19 в.  не  раз  успешно  возобновлялась  на столичной и провинц. сцене. "Притворная неверность" была пост. 11  февр. 1818 в Петербурге; 3 сент. 1818 в Москве, в 1820  в  Орле  в  крепостном т-ре графа Каменского (первая провинц. пост.). Эта комедия  неоднократно ставилась впоследствии, в особенности в 20-х гг. 19 в. Большей оригинала ностыо и свежестью отличались отдельные сцены комедии "Своя  семья,  или Замужняя невеста", написанные Г. в 1817 (осн. автор Шаховской,  соавторы Г. и Хмельницкий). Первая пост. "Своей семьи" состоялась в Петербурге 24 янв. 1818 в бенефис Вальбер-ховой. Комедия удержалась на сцене до нашего времени. В числе лучших ее исполнителей  в  Александрийском  т-ре-М.  Г. Савина (Наташа, 1888), В.  Н.  Давыдов  и  Е.  Н.  Жулева  (Бирюлькин  и Звонкина, 1896); в Малом т-ре-Н. С. Васильева и  А.  П.  Ленский  (Мавра Савишна и Милен, 1876); в Моск. драм.  т-ре  М.  М.  Блюменталь-Тамарина (Звонкина, 1918), Наиболее значит,  пост.  комедии  в  сов.  время  были осуществлены  4-й  Студией  МХАТа(  1923),  Ленинградскимт-пом  Комедии (1938), ЦТКА (1948), Моск. т-ром им. Пуш кина (1950),  ташкентским  Рус. т-ром (1953), фрунзенским Рус. т-ром (1953).  Реалистич.-сатирич.  черты творчества Г. впервые проявились  в  комедии  Г.  и  Катенина  "Студент" (1817, опубл. в 1889), близкой по жанру к сатирич. бытовым  комедиям  И. А.Крылова. В "Студенте" показана чванливая, эгоистич. барская среда,  ее крепостнич. нравы. При жизни авторов  комедия  на  сцене  не  ставилась. Единственная ее значит, пост. была осуществлена в Александрийском т-ре в 1904. Последний по времени вод ев иль,. написанный при участии  Г.,-"Кто брат, кто сестра, или Обман за обманом"  (1823).  По  свидетельству  его соавтора  Вяземского,  Г,  принадлежит  вся  проза  расположение  сцен, разговор и пр. Водевиль был впервые пост. в  Москве  24  янв.  1824,  но успеха не имел. В Петербурге водевиль был представлен  1  сент.  1824  в присутствии Г. и повторен дважды. В 1824 Г. завершает  свое  гл.  произв.-  комедию  "Горе  от  ума"  и проводит ее публичное чтение. Комедия была задумана, по-видимому, еще  в 1816, но к ее непосредственному написанию Г. приступил только в  1818  в Персии (Иране). Продолжал работу над рукописью в  Тифлисе  и  в  Москве. Вместе с "Горе от ума"  Г.  привез  в  столицу  планы  и  наброски  трех роман-тич. трагедий (опубл. в 1859). В "Грузинской ночи", написанной  на материале  истории  феод.  Грузии,  Г.  обличал  крепостнич.  строй;  в "Родамисте и Зенобии" (события происходят в Др.  Армении)  Г.  собирался показать неудавшийся заговор вельмож против царя; в плане трагедии "1812 год" (точная датировка не  установлена)  крепостной  крестьянин-патриот, герой  Отечественной  войны,  вернувшись  "под  палку  господина", предпочитает смерть рабству. И в последующие годы, в период  жесточайшей правительств венной реакции,  наступившей  после  разгрома  декабристов, писатель не утерял интереса к социально-политич. вопросам, в частности к вопросу о роли народа в истории, в обществ, борьбе. В 1825 Г. вернулся на Кавказ. В конце 1826 в крепости Грозный он  был арестован, увезен в Петербург и привлечен по  делу  декабристов.  Однако следственной комиссии не удалось доказать его  участия  в  заговоре.  По окончании  русско-персидской  войны  1826-  1828  Г.  принял  участие  в выработке Туркманчайско-го мирного договора. С текстом этого договора  в 1828 Г. в последний раз прибыл в Петербург. В апр. 1828 он был направлен в замаскированную политич. ссылку - полномочным  министром-резидентом  в Персию (по пути Г. провел  нсск.  месяцев  в  Грузии,  где  сблизился  с грузинской интеллигенцией, поэтами Н. Бараташвили,  А.  Чавчавад-зе,  Г. Орбелиани и др. В Тифлисе Г. женился на  дочери  А.  Чавчавадзе-  Нине). Агенты  английской  дипломатии  и  реакционные  тегеранские  круги, недовольные миром с Россией, натравили фанатически настроенную толпу  на русскую миссию. После отчаянной схватки Г. был убит. Величайшее создание Г.-комедия "Горе  от  ума"-  одно  из  крупнейших произведений рус. драматургии. "Горе от  ума"  отразило  обществ,  жизнь эпохи  кризиса  феодально-крепостнич.  строя  в  России  и  могучий нац.-патриотич. подъем  антикрепостнич.  настроений,  вызванный  в  нар. массах и в передовой части дворянского общества Отечеств,  войной  1812. Замысел комедии,  ее  историч.  и  политич.  содержание  непосредственно связаны с освободит, движением передовой дворянской молодежи, начавшимся вскоре  после  войны  и  перешедшим  в  дальнейшем  в  революц.  борьбу декабристов против самодержавия. В комедии  нарисована  "резкая  картина нравов" (А. С. Пушкин) и  обществ.-политич.  обстановка  барской  Москвы нач.  20-х  гг.  19  в.  Столкновение  Чацкого  с  "фамусовщиной"  было выражением борьбы двух политич. лагерей, сложившихся в рус. обществе,  - передовой дворянской молодежи и феодально-крепостнич.  реакции.  Идеалом фамусовского общества 'является "век минувший" с его антинар. идеологией и феод. моралью, с его непримиримой  враждой  к  культуре,  просвещению, социальному и духовному прогрессу. Образ  Скалозуба  воплощает  военщину прусско-пав-ловской  школы,  ненавистную  свободомыслящим  офицерам, участии. кам Отечеств, войны 1812, воспитанным на заветах А. В. Суворова и М. И. Кутузова. Лакейское угодничество  и  лицемерие  Г.  заклеймил  в образе Молча-лина. Крепостнич.  дворянству,  барской  Москве  и  пустому  поверхностному дворянскому  либерализму  (пародийный  образ  Репетилова)  в  комедии противопоставлен Чацкий. Вольнолюбие  Чацкого  возникает  как  следствие пробуждения его пат-риотич. чувств, его вражды к барским нравам и  феод. морали. Чацкий - гуманист, защитник свободы и независимости личности.  В своих гневных монологах, полных благородного .  пафоса,  он  разоблачает крепостничество, вступается  за  обездоленных  крестьян.  Вместе  с  тем Чацкий - просветитель. Гл. средство переустройства  общества,  изменения жизни он видит в образовании, воспитании. В комедии Г. отражена слабость дворянского освободит. движения в России нач. 19 в.  и  в  то  же  время революц.  патриотизм  декабристов,  их  протест  против  деспотизма  и крепостного  строя,  их  борьба  за  нац.  самобытность  рус.  культуры. Обличение Г. отживающего уклада жизни сыграло огромную роль  в  развитии передового нац.  самосознания  в  рус.  обществе.  Для  Г.,  как  и  для декабристов, уничтожение рабства было неразрывно связано с  утверждением достоинства и чести рус. народа. По своим лит. и сценич. качествам "Горе от ума" не имело равных в совр. Г. рус. драматич. лит-ре (за исключением одного только "Бориса Годунова"). Вместе с Пушкиным Г. ввел в литературу принцип историзма в изображении  действительности.  Жизнь,  человеческие характеры он раскрыл в движении, в развитии, отражающем  смену  историч. эпох, борьбу нового со старым. Сила гри-боедовского реализма сказалась в изображении людей и нравов, в их зависимости от обществ, среды, в умении запечатлеть самые существ. стороны изображаемой действительности. Г.  как  художник  показал  в  своей  комедии  выдающееся  мастерство типизации,  иск-во  создавать  реалистич.  характеры,  обобщать  большие социальные явления  в  живых  индивидуализированных  образах.  Г.  также мастер драматургия, композиции:  свободно,  естественно,  с  нарастающим напряжением ведет он действие комедии,  искусно  переплетая  и  связывая драму любви Чацкого с его обществ, драмой. В композиции  "Горя  от  ума" сохранились нек-рые традиционные  черты  классицистской  комедии  18  в. (единство  места  и  времени,  образ  наперсницы);  однако  и  здесь  Г. выступает  как  новатор,  заменяя  обычное  пятиакт-ное  членение  пьесы четырехактным,  наделяя  образ  Лизы  выхваченными  из  жизни  чертами сметливой крепостной девушки. Язык комедии близок к живой нар. речи  ("О стихах я не говорю: половина - должна войти в пословицу",-писал Пушкин). Взамен канонич. александрийского стиха Г. применяет  свободный  и  живой разностопный ямбич. стих, восходящий к стиху басен И. А. Крылова. Вместе с Крыловым и Пушкиным Г. создавал рус.  лит.  язык.  Его  пьеса  явилась одним из самых ярких проявлений борьбы  за  русскую  нац.  культуру,  за самобытность рус. лит-ры. Комедия Г. вызвала враждебный  отпор  в  лагере  дворянской  реакции. Царская цензура не разрешила  печатание  "Горя  от  ума"  [в  1825  были опубликованы лишь отрывки из комедии в альманахе  "Русская  Талия",  1-е издание, искалеченное театр. цензурой, появилось в  1833;  полный  текст (без искажений) напечатан только в 1875]. Комедия  стала  расходиться  в бесчисленных  списках  и,  по  словам  Пушкина,  "произвела  неописанное действие". Декабристы, высоко оценившие  комедию,  распространяли  ее  в целях пропаганды своих политич. идей. Историч. место "Горя от ума" Г.  в рус.  лит-ре  глубоко  определил  В.  Г.  Белинский,  отмечавший,  что "...вместе с "Онегиным" Пушкина его "Горе от ума" было  первым  образцом поэтического изображения русской действительности  в  обширном  значении слова. В этом отношении оба эти произведения  положили  собою  основание последующей литературе, были школою, из  которой  вышли  и  Лермонтов  и Гоголь" (Собр. соч., т. 3, 1948, с. 506). В реалистич. изображении  быта и нравов, в иск-ве типизации Г. является предшественником Н. В.  Гоголя, его "Ревизора". Многие мотивы грибоедовской комедии звучат в "Маскараде" М. Ю. Лермонтова, "Доходном месте" А. Н. Островского. Переведенная почти на  все  иностр.  языки,  комедия  Г.  вошла  в  золотой  фонд  мировой драматургии. Грибоедовская комедия способствовала победе реализма на рус. сцене  и явилась творч. школой для мн. поколений рус. актеров. Любители попытались сыграть Горе от умсп еще при жизни драматурга.  В мае 1825 ученики  Петерб.  театр.  училища  под  наблюдением  самого  Г. подготовили постановку комедии, но накануне спектакля она была запрещена петербургским генерал-губернатором  Милорадовичем;  в  1827  отрывки  из "Горя от ума" были исполнены офицерами-любителями в Сардарском дворце  в Эривани. На профессиональной сцене  комедия  появилась  2  декабря  1829 (Большой т-р, Петербург, сцены из 1-го акта). Полностью, но в искаженном цензурой виде "Горе от ума" было представлено в Петербурге 26 янв.  1831 в бенефис Я. Г. Брянского с участием В. А. Каратыгина  (Чацкий),  Е.  С. Семеновой  (Софья),  И.  И.  Сосницкого  (Репетилов).  Первые  петерб. спектакли были сыграны  в  архаично-классицистич.  манере:  Каратыгин  - Чацкий был "театральным героем древности".  В  Москве  3-й  акт  комедии поставили в первый раз 23 мая 1830, 3-й и 4-й акты - 25  февр.  1831,  а всю комедию полностью - 27 ноября 1831. В этих спектаклях Фамусова играл М. С. Щепкин, Чацкого - П.  С.  Мочалов.  Для  т-ров  провинции  комедия оставалась под запретом до 1863. Но еще до официального  разрешения  она ставилась нек-рыми т-рами в обход  цензуры.  26  февр.  1831,  за  неск. месяцев до первой моек. пост., "Горе от ума" было пост.  Киевским  т-ром (труппа И. Ф. Штейна). Вслед за тем комедия идет в Казани (1836), Одессе (1837), Тамбове  (1838).  Из  ранних  провинц.  пост.  комедии  наиболее значит, была пост. харьковской труппы Л. Ю. Млатковского с  участием  Н. X. Рыбакова, К. Т. Соленика, Л. И. Млатковской. В конце 30-нач. 40-х гг. 19 в. пьеса "Горе от ума" являлась неизменной гастрольной пьесой Щепкина (Киев,  Казань,  Астрахань,  Харьков,  Таганрог  и  т.  д.)  и  Мочалова (Харьков,  Киев,  Воронеж  и  др.  города).  Уже  в  первых  московских постановках "Горе от ума" реалистическое  начало  вступает  в  борьбу  с театр. рутиной. Щепкин,  хотя  и  не  сразу  овладевший  ролью  (по  его собственным словам, ему в ней "не хватало барской ноты"),  создал  образ типический, полный огромной обличит, силы. "Актер глубоко понял поэта и, несмотря на свою от него зависимость, сам  является  творцом"-  писал  о Щепкине - Фамусове В. Г. Белинский. Мочалов  с  подъемом  и  экспрессией передавая  гражданский  пафос  Чацкого,  тем  самым  глубоко  раскрывал главную, обличит, тему комедии. В 1839 роль  Чацкого  перешла  к  И.  В. Самарину, гармонически сочетавшему  обществ,  и  интимную  драмы  героя. Следующий исполнитель Чацкого в Малом  т-ре  С.  В.  Шуйский  (1864)  на первый план выдвинул горе от  любви,  чем  ослабил  социальное  звучание пьесы. Такая трактовка образа  Чацкого  удерживалась  на  рус.  сцене  в течение всего 19 и нач. 20 вв. Так играли: А. П. Ленский, Ф.  П.  Горев, А. А. Остужев, П. М. Садовский (внук) в Малом т-ре, А. М.  Максимов,  В. П. Далматов в Александрийском т-ре, Н. К. Милославский в провинции. Исполнителями Фамусова на сцене Малого т-ра  после  Щепкина  были:  с 1864 И. В. Самарин (положивший в основу образа "сочетание  кичливости  и угодливости"); с 1887 - А. П. Ленский (создавший образ сластолюбивого  и жестокого крепостника);  с  1911  -  К.  Н.  Рыбаков  (подчеркивавший  в Фамусове  черты  упрямой  консервативности,  его  веру  в  незыблемость существующих порядков); А. И. Южин. Роль Софьи в Малом т-ре играли Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова и др. В  течение  долгих  лет  "Горе  от  ума"  считалось  "современной", "салонной" комедией и ее играли в костюмах и декорациях не  начала  20-х гг. 19 в., а  соответствовавших  времени  постановки.  3-й  акт  во  мн. спектаклях,  несмотря  на  прямое  указание  Г.,  превращался  в  сцену великосветского бала. Только в 188р в т-ре Корша  (Москва)  худ.  А.  С. Янов оформил "Горе от ума" по модным журналам 20-х гг. В  спектакле  был блестящий подбор исполнителей: В.  Н.  Давыдов  (Фамусов),  Н.  П.  Рощин-Инсаров  (Чацкий),  И.  П. Киселевский (Скалозуб), А. А.  Яблоч-кина  (Софья)  и  др.  Впоследствии Давыдов играл Фамусова на сцене Александрийского т-ра (вплоть до 1925) в ансамбле с Чацким - Ю. М. Юрьевым. Роль Софьи исполняли М. Г. Савина, В. Ф.  Комис-саржевская  и  В.  А.  Мичурина-Самойлова.  Рощин-Инсаров  и Киселевский играли роли Чацкого и  Фамусова  в  т-рах  Н.  Н.  Соловцова (Киев), Н. Н. Синельникова (Новочеркасск, Харьков) и др. Подлинно историч.  достоверность  постановки  была  достигнута  Моск. Художеств.  т-ром  (1906),  создавшим  художественную  энциклопедию дворянской жизни эпохи Г. В основу первой  редакции  своей  режиссерской трактовки "Горя  от  ума"  В.  И.  Нсмиро-вич-Данченко  положил  принцип интимной драмы, заглушивший социальное звучание комедии. В. И. Качалов - Чацкий, продолжая традиции Шумского" подчеркивал лирич. тему Чацкого. Но если  героич.  гражданская  тема,  воплощенная  в  образе  Чацкого,  не прозвучала еще в полную силу,  то  сатирич.  образы  комедии  уже  тогда приобрели большую  остроту.  К.  С.  Станиславский  -  Фамусов  создавал заостренно-сатирич. образ чванливого  и  невежественного  моек.  барина, поражавший историч. и бытовой  точностью.  Л.  М.  Леонидов  -  Скалозуб создал тип армейского офицера аракчеевской  школы.  Особенно  популярной становится  комедия  Г.  после  Октябрьской  революции.  Обличительные монологи Чацкого были созвучны  революц.  настроенности  зрит.  зала.  В 1918, 1921 и 1927 "Горе от ума" ставилось на сцене  б.  Александрийского т-ра (Ленингр. Академич. т-р драмы); в 1921- в московском Малом т-ре,  в 1919 - в Саратовском т-ре им. К. Маркса (реж. А. И. Ка-нин; Чацкий -  И. А. Слонов). С сер. 20-х гг. отдельные режиссеры сов. т-ра  предпринимают  попытки вульгарно-социологически и формалистически перетолковать комедию. Напр., пост. В. Э. Мейерхольда осуществленная им в своем т-ре в 1928. Спектакль шел по первой редакции Г.  со  вставками  из  разл.  вариантов  и  носил название "Горе уму" (также по первой редакции Г.). Чацкого играл  Э.  П. Гарин, Фамусова - И. В. Ильинский, Софью- 3. Н. Райх. В 1935  Мейерхольд осуществил вторую постановку комедии (Чацкий - М. И. Царев, Фамусов - П. И. Старковский), но и в ней  в  основном  сохранил  свой  первоначальный постановочный  план.  Стремясь  усилить  социальную  сторону  комедии  и показать Чацкого одним из участников  движения  декабристов,  Мейерхольд допустил искажение и вульгаризацию  авторского  замысла,  ломку  текста, ввел сцены, не предусмотренные автором. В конце 20-х - начале  30-х  гг. влияние вульгарного социологизма сказывается на пост. "Горя от  ума"  во мн. т-рах столицы и периферии. Так, в постановке Малого т-ра  (1930)  Н. О. Волконский исказил высокий реаПамятник А.  С.  Грибоедову  в  листич. строй пьесы, Москве, скульптор А.  Мануйлов,  заменил  его  гротеском  и карикатурой. Чацкий (В. Э. Мейер) был трактован как разночинец-демократ, а не как дворянин-декабрист. На путь реализма в пост. комедии Малый т-р вернулся в 1938  (реж.  П. М. Садовский, И. Я. Судаков и С. П. Алексеев, худ. Е. Е. Лансере). П. М. Садовский и М. М. Климов (Фамусов), М. И. Царев (Чацкий),  К.  А.  Зубов (Репетилов, а впоследствии Фамусов), И. В. Ильинский (Загорецкий), А. А. Яблочкина и В. О. Массалитинова (Хлестова) и др. раскрывали в комедии не только борьбу двух поколений, но и борьбу двух миров - мира крепостников и эксплуататоров и мира борцов за счастье народа. К 1938 относится также и новая постановка МХАТа  (пост.  В.  И.  Немировича-Данченко,  худ.  В. Дмитриев). Крупнейшим  достижением  спектакля,  в  к-ром  играли  М.  М. Тарханов (Фамусов), И. М. Москвин  (Загорецкий),  О.  Л.  Книппер-Чехова (Хлестова), А. О. Степанова (Софья), О. Н. Андровская (Лиза) и др., было исполнение В. И. Качаловым роли Чацкого. На этот  раз  артист  в  полной мере передал обществ, пафос образа,  раскрывая  в  Чацком  прежде  всего мыслителя и борца. Начиная с сер. 30-х  гг.  (с  пост.  в  1935  "Горя  от  ума"  Н.  Н. Синельниковым на  сцене  Харьковского  т-ра  русской  драмы)  борьба  за реалистич. освоение комедии Г. охватила и периферию. Лучшие пост. "Горя от ума" были осуществлены в Ростове-на-Дону (1937; реж. и исполнитель роли Чацкого - Ю. А. Завадский), в г. Горьком  (1938; реж. Н. И. Соболыциков-Самарин), в Архангельске (1938), в Рязани  (1938; реж. А. И.  Канин),  в  Смоленске  (1939;  реж.  Н.  А.  Покровский),  в Ярославле (1948), в Краснодаре (1950). Ставится "Горе от ума" и в  т-рах для детей и юношества (Московский Госцент-юз, 1939, реж. Б. Норд, Центр, детский т-р, 1951, реж. М. О. Кнебель, Казахский ТЮЗ в Алма-Ате,  1959). "Горе от ума" в переводе на латыш. яз. было пост. Т-ром драмы Латв.  ССР (1950); на укр. яз.-в Черновцах (1951), на чуваш,  яз.  -  в  Чебоксарах (1947);  спектакль  "Горе  от  ума"  был  включен  в  число  спектаклей Бурятского драм. т-ра, показанных во время 2-й декады  бурят,  иск-ва  в Москве (1959, реж. Ф. С. Сахиров). "Горе от ума" ставилось за рубежом, в т. ч. в Болгарии, Чехословакии,  Румынии,  ГДР,  Польше,  КНР,  Австрии, Англии, Иране и др. странах. Соч.: Полное собрание сочинений, т. 1-3, СП Б, 1911-  1917;  Рукопись комедии "Горе от ума" (фототипич. изд.) у М., 1903; Сочинения, М., 1953. Лит.: Белинский В. Г., Горе  от  ума.  Комедия  в  4-х  действиях,  в стихах. [Критич. разбор], Собрание соч. в трех томах, т.  1,  М.,  1948; Гончаров И. А., Миллион терзаний,  в  его  кн.:  Литературно-критические статьи  и  письма,  Л.,  1938;  А.  С.  Грибоедов  в  воспоминаниях современников, М., 192 Нечкина М. В., А. С. Грибоедов  и  декабристы,  2 изд., М., 1951; Орлов В. Н., Александр Сергеевич  Грибоедов.  1795-1829, Л.-М., 1949; Петров С. М., А. С. Грибоедов, М. - Л., 1945; П и к с а-нов Н. К., Творческая история "Горе от ума", М.-Л.,1928; А. С. Грибоедов, М.- Л., 1946 (Литературное наследство" т.47-48); Л е о н о в Л.  М.,  Судьба  поэта.  Доклад,  прочитанный  на  торжественном заседании в Большом театре 15 января 1945 г., в его кн.: Избранное,  М., 1945; Пиксанов  Н.  К.,  Сценическая  история  "Горе  от  ума",  в  кн.: Грибоедов А. С.,  "Горе  от  ума",  М.,  1946;  Филиппов  В.  А.,  "Пять Фамусовых", в сб.: Столетие Малому театру. 1824-1924, М., 1924; Филиппов В. А., "Горе от ума" А. С. Грибоедова на русской  сцене,  М.,  "Знание", 1954. См. также библиографию к ст. "Горе от ума". С.Пет., Л. Ход.