ГРЕЧЕСКИЙ  ТЕАТР
										ГРЕЧЕСКИЙ  ТЕАТР  (новый).  Турецкое  иго  препятствовало  развитию новогреч. т-ра в течение 15-18 вв. Зачатки театр. иск-ва возникали  лишь на территориях, свободных от тур. завоеваний, в нач. 17 в.- на о.  Крит, в конце 18 в. - на о. Закинф. Становление театр. иск-ва  в  нач.  19  в. связано  с  нац.-освободит,  борьбой  греч.  народа.  Под  влиянием деятельности тайного революц. об-ва "Филики Гетерия" в 1817-21 создаются первые любительские театр. труппы в Одессе и  Бухаресте,  где  жили  мн. деятели греч. нац.-освободит, движения. Эти труппы  ставили  тираноборч. трагедии Вольтера и Альфьери, а также патриотич. пьесы новогреч. авторов Г. Лассаниса - "Эллада и иностранец"  и  "Гармодий  и  Аристогитон",  И. Замбелиоса - "Тимолеон" и др. После  провозглашения  гос.  независимости (1830) началось  становление  нац.  т-ра.  Этот  процесс  был  связан  с преодолением  серьезных  трудностей  (отсутствие  помощи  со  стороны государства, конкуренция иностр. трупп). В Афинах первые спектакли были поставлены в 1836, но постоянные проф. труппы возникли лишь в нач. 60-х гг. Большое  место  в  репертуаре  этих трупп занимали историч. драмы совр.  греч.  писателей.  Ставились  также пьесы  Мольера,  Гольд  они,  Шиллера,  Гюго,  Шекспира  (гл.  обр.  в переделках). В актерском исполнении преобладали  напыщенная  декламация, искусственный пафос. Среди крупных актеров Греции сер. ,19 в.- П. Суцас, Д. Тавуларис, Д. Алексиадис, П. Вонасера и др. В конце 19  в.  признание получили  трагедийные  актрисы  Е.  Па-раскевопулу,  Е.  Верони  и актер-романтик, исполнитель шекспировских ролей Н. Лекацас. В  90-е  гг. особым успехом пользовались легкие комедии и лирич. драмы  с  песнями  - "комидиллион". В этом жанре прославился комедийный актер Е.  Пандопулос, игра к-рого отличалась чертами народности и реализма. В нач. 20 в. К.  Христоманос  организовал  т-р  "Неа  скини"  ("Новая сцена", 1901), где пост. спектакли: "Дикая  утка"  Ибсена,  "Нахлебник"  Тургенева,  "Власть  тьмы", "Трактирщица" ("Хозяйка гостиницы") и  др.,  а  также  реалистич.  пьесы совр. греч. драматургов Г. Ксенопулоса ("Тайна  графини  Валерены"),  Я. Камбисиса ("Курды"), М. Авгериса ("Перед людьми"). Христоманос стремился к созданию актерского ансамбля, требовал от  актеров  тщательной  работы над  ролями,  реалистич.  трактовки  образов.  Однако  в  творчестве Христоманоса сказались и натуралистич. тенденции. В дальнейшем т-р  "Неа скини" ставил безыдейные развлекательные  пьесы.  Вскоре  т-р  пришел  к творч. кризису и в 1906 прекратил свое существование. В 1901 возник гос. Королевский т-р в Афинах (см.  Греческий  Королевский  театр),  в  к-ром работал один из первых греч.  режиссеров  Ф.  Иконому,  внесший  большой вклад в развитие актерского иск-ва и постановочной культуры.  На  рубеже 19-20 вв. получили распространение пьесы на темы совр. жизни, написанные греч. авторами Г. Ксенопулосом,  П.  Нир-ванасом,  Д.  Тангопулосом,  П. Хорном, Д. Богрисом и Др. Ставились произв. зап.-европ. и рус.  классич. драматургии. В актерском иск-ве усилились реалистич. тенденции, наиболее ярко проявившиеся в творчестве Э. Веакиса, М. Котопули, В 1910-20-е гг. в греч. театр. иск-ве заметны  явления  упадка.  Т-ры становятся коммерч. предприятиями, в них ставятся гл. обр.  низкопробные бульварные пьесы. Отдельные художеств. достижения связаны в этот  период с творчеством актрис Котопули и Ки-вели, возглавлявших собств. труппы, с деятельностью реж.  Иконому  в  "Т-ре  консерватории"  (1917-21)  и  др. Попытки преодолеть кризис т-ра характеризуют творчество реж. Ф. Политиса поставившего в 1925  в  "Об-ве  греч.  т-ра"  (осн.  в  1919)  спектакли "Эдип-царь" Софокла (с Э. Веакисом в заглавной роли), "Ревизор"; "Братья Карамазовы" по Достоевскому. В 1927-29 Политис осуществляет в "Профессиональной школе  т-ра"  пост.  спектаклей,  отмеченных  высокими художеств.  достоинствами  ("Василикос"  Матесиса  и  др.).  В  1930 прогрессивный театр. деятель и драматург В. Ротас создал "Народный т-р", просуществовавший  до  1934.  Попытки  организовать  постоянные  театр. коллективы предпринимал С.  Мелас  ("Т-р  искусства",  1925,  "Свободная сцена",  1929-30).  Значительные  в  художеств.  отношении  спектакли осуществил в 1934 в  т-ре  "Народная  сцена"  реж.  К.  Кун  ("Ал-кеста" Еврипида, "Эрофили" Хортакиса и Др.). Крупным событием театр. жизни 30-х гг. явились спектакли афинского Нац. т-ра, осн. в  1932  (см.  Греческий национальный театр), в к-ром работали реж. Ф. По-литис  и  Д.  Рондирис. Значительные постановки были созданы в  1932-34  театр.  коллективом,  в к-ром работали актрисы М. Котопули и Кивели ("Мария Стюарт"  и  др.).  С 1934  т-р  Котопули  объединил  таких  талантливых  актеров,  как  П. Гавриилидис, В. Логотети-дис, Д. Мират,  Г.  Папас,  А.  Яннидис,  здесь ставились совр. реалистич. пьесы. В т-ре, руководимом В.  Арги-ропулосом (с 1924), шли легкие комедии и фарсы. В 1934 начал деятельность т-р  под рук. К. Мусуриса, в 1936 - т-р под рук. К. Андреади. Фашистская  диктатура  (1936-41)  и  иностр.  оккупация  (1941-44) препятствовали развитию прогрессивных тенденций в театр. иск-ве; в  1936 фашистская цензура запретила спектакли "Дальняя дорога" Арбузова (т-р К. Андреади), "Святая Иоанна" Шоу (т-р К. Мусуриса). Запрещались пост. пьес прогрессивных авторов, в т. ч. историч. драмы "Ри  гас  Велестинлис"  В. Ротаса и др. Нац.-освободит. борьба 1941-44 и  борьба  за  демократию  в годы после 2-и мировой  войны  поставили  перед  т-р  ом  новые  задачи, деятели театр. иск-ва стремились отразить в спектаклях интересы  широких нар. масс, борющихся за независимость родины.  Это  стремление  наиболее полно сказалось в творч. практике т-ра "Объединенных артистов"  (осн.  в 1945), в к-ром выступали актеры: Э.  Веакис,  А.  Ян-нидис,  Г.  Глинос, Миранда Теохари, реж. Я. Саран-дидис, Т. Музенидис,  Г.  Севастикоглу  и др. Наряду с произв. "Феодора" Фотиадиса, "Пробуждение" Кодзиаса, "Летом мы пожнем" А. Дамианоса, "Кто работает, тот ест" Н. Цекураса т-р впервые в Греции пост. "Враги", "Нашествие" и пьесы  передовых  драматургов  др. стран. Усиление поли-тич.  реакции  привело  к  закрытию  т-ра  в  1946, прогрессивные театр. деятели подверглись преследованиям,  В  последующие годы передовые актеры,  режиссеры  и  драматурги  продолжали  борьбу  за демократич. нск-во. В 1955 был создан "Греч. нар. т-р" под  рук.  актера М. Катракиса, где были пост. спектакли: "Христа распинают снова" по одноим. роману Н. Ка-зандзакипа, историч. драма "Караискакис" Фотиадиса и Ставру, "Фуэнтеовехуна"  Лопе  де  Вега, "Идиот" по Достоевскому и др. В  40-50-х  гг.  значительным  событием  в театр. жизни страны стали пост. Художеств. т-ра ("Театрон технис";  осн. в 1942 реж. К.  Куном)  -  "Кавказский  меловой  круг"  (1957),  "Добрый человек из Сезуана" (1958), "Восхождению Артуро У и можно было помешать" (1961) Брехта, "Двор чудес" И. Кам-панеллиса (1958), "Дядя Ваня" (1960). Среди спектаклей др. т-ров -  "Дневник  Анны  Франк"  Гудрич  и  Хакетт, "Человек, который делает  дождь"  Наша,  "Дама  с  камелиями"  Дюма-сына (1956, 1959, т-р Э. Ламбети - Д. Хорна), "Дело Дрейфуса"  М.  Ску-лудиса (1959, т-р Д. Мирата), "Бравый солдат Швейк" по Гашеку, "Топаз"  Паньоля (1956, 1958, т-р М.  Фото-пул  оса),  "Филумена  Мартурано"  Де  Филиппе (1959, т-р К.  Андреади).  В  т-ре,  возглавлявшемся  видным  комедийным актером В. Логотетидисом (ум. 1960), ставились комедии  Д.  Псатаса,  Г. Руссоса  и  др.  В  1959  организован  "Неон  театрон"  под  рук.  В. Диа-мандопулоса и М. Алкеу, здесь пост. спектакли "Сказка без  названия" И. Кампанеллиса, "Деревья умирают стоя" Касоны, "Жизнь Галилея" Брехта. Развитие Г. т. тормозят  финансовые  затруднения,  в  т.  ч.  большие налоги, отсутствие помощи со стороны гос-ва. Крупные театр.  деятели  Д. Хорн, К. Андреади, К. Мусурис, имеющие собств. театр. труппы,  все  чаще обращаются к пост. легковесных "бульварных" пьес. В работе летних т-ров, организуемых  на  один  сезон,  заметна  тенденция  к  пост.  пышных спектаклей-зрелищ, к-рые не отличаются художеств. достоинствами. В конце 50-х -  нач.  60-х  гг.  молодые  режиссеры  организовали  в  противовес коммерч.  т-рам  труппы,  занимающиеся  экспериментированием,  творч. поисками. Реж. Т. Алкулисв руководимых им  "Т-ре  1959"  и  "Т-ре  1961" пост.  спектакли  "Потерянное  письмо"  Караджале,  "Седая  девушка"  Хэ Цзин-чжи и Дин Ни. Т-р "Двенадцатый занавес" ставит ежегодно  спектакль, состоящий из 3 одноактных  пьес  начинающих  греч.  драматургов.  Творч. направление  этого  т-ра  сформировалось   под   влиянием   франц. "авангардизма". В 1960 осн. т-р "Пория" ("Путь") под рук.  драматурга  и режиссера А. Дамианоса,  ставящий  гл.  обр.  пьесы  совр.  драматургов. "Пирейский т-р" (осн. в 1957), работающий под рук. реж. Д.  Рондириса  в г. Пирее, ставит пьесы Шекспира, Шиллера, Эсхила, Софокла, П. Хорна,  П. Кайаса и др.  В  1961  начал  работу  Гос.  т-р  в  Салониках  (реж.  С. Карандинос). Среди др.  известных  театр.  деятелей  Греции  -  реж.  П. Кацедис, М. Пло-ритис, М. Лигизос, М. Какоянис, Н. Хадзискос,  актеры  и актрисы А. Александракис, Э. Хадзиаргири, А.  Кацелис,  М.  Меркури,  А. Валаку, Э. Верги, В. За-витсиану, Д. Карези,  худ.  М.  Ангелопулос,  Г. Ане-моянис, Г. В акало, С.  Василиу,  К.  Клонис,  Я.  Стефа-неллис,  Я. Царухис, А. Фокас. Большое распространение получил т-р  обозрения  (комедийные  сцены  с муз.  номерами),  в  спектаклях  к-рого  находят  выражение  бытовая  и социальная сатира, отклик на актуальные политич. события. Со 2-й пол. 19 в. в Греции получил  большое  распространение  и  нар. теневой т-р "Карагиозис", к-рый  до  30-40-х  гг.  20  в.  был  наиболее популярным нар. зрелищем. Музыкальный театр. До 80-х гг. 19 в. в Греции не было проф.  оперного т-ра; в Афинах гастролировали итал. и франц. оперные труппы. После  1867 на о-вах Корфу и Закинф были пост. любительские оперные спектакли, здесь были исполнены  первые  произв.  греч.  композиторов  С.  Ксин-даса,  С. Самараса, П. Каррера и др. Первое выступление греч. проф. оперной труппы состоялось в  Афинах  в  марте  1888  (опера  С.  Ксиндаса  "Кандидат  в депутаты"), С 1889  эта  труппа  под  рук.  композитора  и  дирижера  Д. Лаврангаса осуществила пост. опер греч.  и  зап.-европ.  композиторов  в Афинах и др. сородах Греции, а также за  границей,  в  т.  ч.  в  России (Одесса, 1890). Хотя  этой  труппе  приходилось  преодолевать  серьезные трудности и деятельность  ее  проходила  с  большими  перерывами,  здесь выросли первые нац. оперные артисты - певцы Я. Апостолу, И. Ангелопулос, Н. Мораитис, певицы 3. Влахопулу, А. Кипарисси и  др.  Попытка  создания нац. школы  оперного  иск-ва  осуществлена  в  1915-19  композитором  М. Каломирисом (опера "Кольцо матери", 1917, и др.). В 1933 он создал "Нац. оперную труппу", просуществовавшую  два  года.  Отрывки  из  опер  разл. композиторов ставились учащимися Афинской консерватории (осн.  в  1873). Отсутствие постоянной оперной труппы  вынуждало  греч.  артистов  искать работу за границей (М. Перра, Е. Николаиду, А. Тассо-пулу, О. Лаппас, К. Енголифопулос, Н. Мосхонас, М. Каллас и Др.). Проф. опереточные  труппы  возникают  в  Греции  после  1908,  в  них ставятся произв. греч. композиторов (Т. Сакелларидис, Н.  Хадзиапостолу) и оперетты зарубежных авторов. Расцвет оперетты  в  Греции  относится  к 1910-20 и связан с именем талантливого актера И. Папаиоанну.  В  1940  в Афинах основан первый в Греции гос. муз. т-р  "Лирики  скини",  ставящий оперы и оперетты. В т-ре были пост. "Фиделио" Бетховена, "Борис Годунов" Мусоргского, произв. Верди, Россини, Пуччини,  Моцарта,  а  также  греч. композиторов М. Каломириса, Г. Склавоса и др. Среди солистов этого  т-ра - Ф. Аидалй, 3. Влахо-пулу, Н. By тира, Е. Гага-Спиропулу,  В.  Георгиу, К. Дамасиоти, А. Захарату, Н.  Франгиа-Спилиопулу,  П.  Епитропакис,  Д. Евстратиу, Н. Захариу,  Л.  Иоан-нидис,  Г.  Коколиос,  М.  Коронис,  К. Пасхалис, А. Пандазинос, Д. Танос и  др.  Режиссеры-Ф.  Теоло-гидис,  Д. Рондирис, А. Минотис и др. Дирижеры - А.  Паридис,  А.  Евангелатос,  Л. Зорас и др. Постоянного балетного т-ра в Греции не существует. Отдельные балетные  спектакли  ставятся  учащимися  частных  балетных  школ  -  К. Працика, и танцевальными ансамблями под рук. Д. Страту, Р. Ману и др.  В Афинах также работают т. н. т-ры обозрения, ставящие комедийные сценки и муз. номера -  жанр,  сформировавшийся  на  рубеже  19-20  вв.  Наиболее популярные актеры этого т-ра в 20-50-е гг.  20  в.  -  П.  Кирьякос,  Я. Принеас, К. Мавреас, М. Коккинис, В.  Авлонитис,  О.  Макрис  и  др.,  в развитие эстрадного т-ра большой вклад внес К. Триандафиллу (Аттик). Лит.: Le  theatre  neogrec.  Histoire  abregee  du  theatre  neogrec, Athenes, 1957;    ?.,  ?  ?    ?,  . 1-2, ,1938-39; ? ? ? ? ?  ?  ?  ?.,  ?  ?    ? ?, ?. 1,  (1951); ?  ?.,    ?  ?,  , 1944. 77. (J,