ГРАМШИ
										ГРАМШИ  (Granisci),  Антонио  (23.1.1891-27.IV.  1937)  -  деятель итальянского рабочего движения, основатель и  руководитель  Коммунистич. партии Италии, крупнейший итальянский теоретик-марксист. В 1914  окончил Туринский ун-т, где  изучал  филологию,  историю  и  философию.  В  1913 вступила Итал. социалистич. партию, в 1917 избран  секретарем  Туринской секции социалистич. партии. В 1919 основал политич. еженедельник "Ордине нуово", вокруг к-рого сплотилась группа,  ставшая  ядром  будущей  итал. Коммунистич. партии. В 1922 участвовал в работе IV Конгресса  Коминтерна в Москве и был избран членом его Исполкома. В 1924 вернулся в  Италию,  где,  возглавляя  Коммунистич. партию Италии, вел последовательную борьбу за сплочение демократия,  сил против пришедших к  власти  фашистов.  В  1926  был  арестован.  В  1928 фашистский трибунал приговорил его к 20 годам заключения. Остаток  жизни провел в тюрьме,  затем  в  больнице,  где  содержался  под  полицейским надзором. В своих работах Г. большое место уделял вопросам культуры,  в  т.  ч. театр.  иск-ву.  В  1916-20  был  театр.  критиком  в  туринской  газете "Аванти!". Его мно-гочисл. рецензии на спектакли, ставившиеся в эти годы в Турине, а также отклики на события театр. жизни объединены  под  назв. "Театральная хроника" и опубликованы в книге "Литература и  национальная жизнь" (1950). Вопросам т-ра и драматургии посвящены также мн.  страницы его "Тюремных тетрадей" и "Писем из тюрьмы" (Избр. произв., т. 3, 1959). "Театральная хроника"  отражает  борьбу  Г.  за  итал.  нац.  реалистич, иск-во, близкое и понятное народу. Рассматривая театр как школу обществ, и  эс-тетич.  воспитания  народа,  Г.  боролся  против  пьес,  в  к-рых отстаивались  лживые  и  лицемерные  принципы  бурж.  морали  (особенно характерны его рецензии на пьесы популярных в то  время  драматургов  Д. Ник-код  еми  и  А.  Бернстейна),  против  превращения  спектакля  в развлекательное зрелище, в частности против театр. треста бр.  Кьярелла, монополизировавшего зрелищные предприятия Турина (в статьях "Театральная промышленность", "Снова о братьях Кьярелла" и др.), отстаивал все  новое и подлинно прогрессивное в итал.  театре.  Г.  был  одним  из  первых  в Италии, кто оценил гуманистич. содержание драматургии Л. Пиранделло,  он написал статьи о его наиболее значит, пьесах тех лет: "Подумай об  этом, Джакомино",  "Лиола",  "Наслаждение  в  добродетели",  "Прививка",  "Это так","Как прежде, но лучше, чем прежде", "Колпак с бубенчиками" и др.  В Пиранделло  Г.  видел  драматурга-новатора,  смело  восставшего  против традиций итал. бурж. т-ра и высмеявшего  нормы  мещанской  морали.  "Его комедии,- писал Г.,- это ручные  гранаты,  которые  взрываются  в  мозгу зрителей и разбивают вдребезги пошлые чувства и представления". Особенно высоко ценил  Г.  диалектальные  пьесы  Пиранделло  (рецензия  на  пьесу "Лиола"). В "Театральных  хрониках"  Г.  уделял  значит,  место  анализу мастерства крупнейших актеров того времени - Э. Граматики,  Э.  Новелли, Р. Руджери и др. Восхищаясь техникой исполнения  Руджери,  Г.  в  то  же время осуждал его за  стремление  подчинить  спектакль  своей  актерской индивидуальности (игра Руджери в  роли  Макбета).  Г.  считал  важнейшим недостатком итал. трупп отсутствие в них ансамбля. Он  связывал  будущее итал. театра с новым, пролетарским зрителем (рецензия на пьесу  "Анфиса" Андреева). Рецензии и заметки Г. по вопросам драматургии и т-ра  играют  большую роль в борьбе за демократич. т-р Италии. Соч.: Letters tura evita nazionale, Torino, 1950. Лит. T r e v i s a n i  G.,  Gramsci  e  il  teatro  italiano.  Studi gramsciani, Roma, 1958; F er r e 11 i G.-C, Sulle cronache  teatrali  di Gramsci, "Societa", Milano, 1958, .Ns 2. * P. X,