ГРАМАТИКА
										ГРАМАТИКА (Gramatica) - итальянские актрисы, сестры. Ирма (р. 1873) - впервые выступила  на  сцене  в  возрасте  3  лет  в  пьесе  "Причины  и следствия" Феррари. Получила муз. образование во Флоренции. В 1887 была  принята в труппу Ч. Росси и Э. Дузе, совершила с ними гастрольную поездку в  Юж. Америку. Один из первых крупных актерских успехов Г.- в пьесе  Верги  "В швейцарской". В 1892  заняла  положение  молодой  героини  в  труппе  И. Виталиани. Затем работала в разл. труппах,  пользуясь  большим  успехом, особенно в совр. франц. репертуаре ("Фру-Фру" Мельяка и Галеви,  "Тереза Ракен" Золя, "Фран-сильон" Дюма-сына, "Одетта"  Сарду).  В  1896-97  Г.- первая актриса труппы Э. Цаккони (лучшие роли - в  пьесах  "Коварство  и любовь"; "Одинокие"  Гауптма-на,  "Укрощение  строптивой";  "Бесчестные" Роветты). В труппе Талли - Граматика - Калабрези, организованной в 1900, Г.  впервые  сыграла  гл.  роли  в  пьесах  "Как  листья..."  Джакозы, "Потерянные во мраке" Бракко, "От твоего до моего" Верги,  "Дочь  Йорио" Г. Д' Аннунцио. В последующие годы Г. создавала собств. труппы и  играла в труппах др. импрессарио. В 1915  была  премьершей  т-ра  "Мандзони"  в Милане. После 1-й мировой войны Г. в течение ряда лет  не  выступала  на сцене. Вела  педагогич.  работу  в  Академии  драматич.  иск-ва  в  Риме (1935-36). В 1938 выступила в последний раз на сцене в роли леди Макбет. Творчество Г. отличалось чистотой, лиризмом,  правдивостью,  отсутствием натуралистич. черт, присущих актерам-веристам. Она превосходно исполняла роли молодых героинь в комедиях Гольд о-ни  ("Памела,  или  Награжденная добродетель" и  "Хозяйка  гостиницы"),  а  также  в  психологич.  драмах ("Кукольный дом"; "Огни Ивановой  ночи"  Зудермана  и  др.).  По  мнению современников,  Ирма  Г.  унаследовала  лучшие   черты   артистич. индивидуальности Э. Дузе. Э м м а (р. 22. III. 1875)- с детских лет выступала на сцене. Вначале ее сценич. деятельность проходила под рук. Дузе. К 1900 она стала  одной из ведущих актрис Италии. Играла в пьесах Гауптмана ("Одинокие", "Возчик Геншель", "Роза  Бернд"),  Ибсена  ("Кукольный  дом",  "Гедда  Габлер"), Ростана ("Самаритянка"), Кю-реля ("Новый идол"), а также в пьесах  Гольд они ("Хозяйка гостиницы", "Ревность Зелинды и  Линдора").  В  1906-09  с успехом выступала  в  произв.  совр.  франц.  драматургов  (особенно  А. Батая).  В  1909-15  была  в  труппе,  организованной  ею  вместе  с  Л. Орландини. Играла гл. обр. в пьесах совр. авторов - Б.  Шоу  ("Кандида", "Профессия миссис  Уоррен",  "Пигмалион",  "Святая  Иоанна",  "Цезарь  и Клеопатра"); Г. Д' Аннунцио ("Мертвый город"), Л. Пиранделло, К. В. Лодовичи и др. Особым успехом пользовалась в модернистском  репертуаре  ("Улыбки  мадам Беде" Амиеля и Обе, "Медали старой дамы" Барри,  "Любить"  Жеральди).  В нач. сценич. деятельности  в  творчестве  Эммы  Г.  сохранялись  нек-рые романтич. традиции, позднее она перешла на  веристские  позиции.  Лучшие сценич. образы Г. были поэтичны. Особенно ей удавались характеры тонких, "сумеречных" женщин. В 1947-50 Г. выступала также в Аргентине и Испании. Лит.: Cervi A., Irma Gramatica, Bologna, 1900; Cervi A., Senza maschera, Bologna, 1919;Manzini A.,  Emma  Gramatica, Mil., 1921. С. Мок.