ГРАББЕ
										ГРАББЕ (Grabbe), Христиан Дитрих (11.XII.18O1- 12.IX.1836) - немецкий драматург и театральный критик. Сын смотрителя тюрьмы.  Изучал  право  в Лейпциге и в Берлине. В 1823  безуспешно  пытался  поступить  актером  в Дрезденский т-р. Несколько лет работал чиновником. В 1834 теряет  службу и переезжает в Дюссельдорф.  Там  поступает  в  т-р  К.  Иммермана,  где выступает как критик (1834-36). Лит. деятельность начал в  1822.  Нужда, болезнь, одиночество, конфликты с  бурж.  обществом  рано  свели  его  в могилу. Г.-  первый  представитель  нем.  реалистич.  драмы   19   в., непосредственный предшественник Г. Бюхнера. В первой романтич.  трагедии рока  "Герцог  Теодор  Гот-ландский"  (1822),  написанной  на  сюжет скандинавской саги, следуя  традициям  драмы  "кошмаров  и  ужасов",  Г. описывает слепую  власть  судьбы,  чудовищны  e  преступления,  кровавую месть. В романтич. комедии "Шутка,  сатира,  ирония  и  глубокий  смысл" (1827) фантастика и романтич.  ирония  сочетаются  с  острой  социальной сатирой на романтич. лит-ру. В дальнейшем Г. отходит  от  романтизма.  В теоретич. работе "О шекспировской мании" (1827) он критикует  романтиков за  слепое  подражание  Шекспиру,  но  призывает  следовать  Шекспиру  в правдивом  изображении  действительности,  обосновывает  необходимость создания  проблемной  нац.  реалистич.  драмы.  Эти  же  требования  Г. выдвигает в книге "Театр Дюссельдорфа" (1835), объединяющей его статьи о дюссельдорфском т-ре. В этой  книге  драматург  отвергает  совр.  т-р  - сентиментально-мелодраматич. пьесы Коцебу и пустые драмы Э.  Раупаха.  В трагедии "Дон-Жуан и Фауст" (1829) Г. дает своеобразную  трактовку  двух мировых образов. Зрелое творчество Г.  развивается  в  обстановке  роста бюргерской  политич.  оппозиции  в  нач.  30-х  гг.  Это  определяет демократич., антифеодальную, обличительную направленность  его  историч. драматургии 1828-36. Изображая те или иные историч. события, Г. обличает совр. ему нем. действительность и с большой симпатией рисует нар. массы. Уже в первой историч. трагедии  "Марий  и  Сулла"  (1827)  Г.,  описывая гражданскую войну в Др. Риме, ставит проблему народа, показывает  борьбу Мария и Суллы как борьбу представителей разных социально-историч. групп. В трагедиях из истории Германии 12-13 вв. "Император Фридрих Барбаросса" (1829) и "Император Генрих VI"  (1830),  объединенных  под  общим  назв. "Гогенштауфены" и написанных под влиянием  историч.  хроник  Шекспира  и "Валленштейна" Шиллера, Г. дает первый образец нац. реалистич.  историч. драмы.  Драматург  пытается  разрушить  ореол  величия,  окружающий Гогенштауфенов в шовинистич. нем. историографии,  и  резко  осуждает  их завоеват.  политику.  В  трагедии  "Фридрих  Барбаросса"  он  изображает восстание нар. масс Милана против захватившего их город нем. императора. Центр, проблемой творчества Г. является взаимоотношение народа и великой историч. личности. Отвергая культ сильной личности, Г. признает решающую роль народа в историч. процессе. В своей лучшей трагедии "Наполеон,  или Сто дней" (1831, пост. в 1835 во Франкфурте-на-Майне, в 1898 в  Берлине, в 1899 в Вене), написанной под впечатлением июльской революции 1830,  Г. показывает, что творцом истории является народ,  именно  народ  совершил великую французскую революцию и возвращение Наполеона  с  острова  Эльбы возможно только потому, что народ  ненавидит  Бурбонов.  По  мнению  Г., деятельность великих людей подчинена историч. необходимости, обусловлена социально-историч. обстановкой эпохи (трагедия "Ганнибал", 1835, и др.). В своем творчестве Г. выступал как страстный противник войны и  рабства. Он показывал страдания народа во время войны  и  его  героизм.  В  драме "Битва Германа" (1836), описывая жестокие  нравы  в  римской  армии,  Г. обличал нем. военщину  своего  времени,  в  центре  внимания  драматурга находились не военачальники,  а  простые  солдаты,  к-рые  решают  исход битвы.  Г.  следовал  Шекспиру  в  изображении  массовых  нар.  сцен,  в композиции (деление  на  эпизоды),  в  реалистич.  раскрытии  обстановки действия.  Влияние  Шекспира  сочетается  в  историч.  трагедиях  Г.  с шиллеровской  традицией,  к-рая  сказывается  в  стремлении  драматурга создать монументальную историч. драму,  в  интересе  к  образу  сильного человека. Политические, тенденциозно-обличит., демократич. драмы  Г.  не могли встретить  сочувствия  у  руководителей  т-ров  Германии,  они  не пользовались успехом и у зрителя, воспитанного на сентимент. и романтич. драме. Этому способствовали и художественные недостатки сцен, слабость в раскрь -тии характеров, излишняя  детализация,  риторичность  языка  его драматургии. Соч.: Werke, hrsg. von P. Friedrich, Bd 1-4, Weimar, 1923. Лит.: Nieten  О.,  Chr.  D.  Grabbe.  Sein  Leben  und  seine  Werke, Dortmund, 1908; Berger  A.,  System  der  dramat.  Technik  mit  bestim. Untersuchung von Grabbes Dramen, [B.], 1909; Schneider F.  J.,  Chr.  D. Grabbe's Personlichkeit und Werk, Monaco, 1934; D i e k m a n n E., Chr. D. Grabbe, Detmold, 1936; Bergmann  A.,  Chr.  D.  Grabbe,  [B.],  1936, Detmold, 1954. Harn. B.