ГОФМАНСТАЛЬ
										ГОФМАНСТАЛЬ,    Хофмансталь    Hofmann-sthal),    Гуго    фон (1.11.1874-15.VII.1929) - австрийский поэт  и  драматург.  Представитель неоромантизма и символизма в австр. литературе  нач.  20  в.  Творческую деятельность начал в 1890. Г. испытал влияние М. Метерлинка, О. Уайльда, Г. Д'Аннунцио, был близок по идейной направленности философии Э. Маха  и 3. Фрейда. От политич. и социальной борьбы в совр. ему мире Г.  призывал к уходу в мир "чистого искусства" и романтич. мечты. Первые пьесы Г.- драматич. поэмы, они напоминают этюды или фрагменты. Пьесы  эти  (часто  одноактные)  лишены  внешнего  действия,  их  лирич. стихотворные  монологи  и  диалоги  передают  интимные  переживания, размышления,  воспоминания  героев.  Они  написаны  лирич.  музыкальными изысканными  стихами.  Гл.   в   драмах   -   описания   сложных, утонченно-болезненных  настроений.  Действие  драм   происходит   в стилизованной обстановке, лишенной историч. и местного  колорита.  Герои Г.-  индивидуалисты,  мечтатели,  эстеты,  отвергающие  грубую  реальную действительность ("Вчера", 1891, "Смерть  Тициана",  1892,  пост.  1901, "Свадьба Зобеиды", 1893, "Женщина в окне", 1898, "Авантюрист и  певица", 1899) и понимающие бесплодность своего существования, свою  обреченность (Клавдио - "Безумец и смерть", 1893). Большое место в творчестве Г. занимают античные трагедии,  являющиеся вольными  переложениями  трагедий  Софокла  "Электра"  (1903),  "Эдип  и Сфинкс" (1906), "Царь Эдип"(1909) и Еврипида "Алкеста" (1911).  Античные сюжеты трактовались Г. в духе декадентской эстетики, философии Ф.  Ницше и 3. Фрейда. Автор показывал торжество слепой власти рока  и  патологич. страстей. В произведениях, написанных после 1-й мировой войны, драматург использовал  нек-рые  приемы  экспрессионистской  драматургич.  техники, оставаясь чуждым мировоззрению и эстетики  экспрессионизма.  Утверждение индивидуализма, реакционной романтики и мистич. черты  еще  усилились  в пьесах Г. "Зальц-бургский большой театр жизни" (1923), "Башня" (1925). Пьесы Г. ставились в конце 19 - нач. 20 вв. во мн.  т-рах  Австрии  и Германии. Большая часть их  пост.  впервые  Рейнхардтом;  в  Нем.  т-ре: "Электра" (1903), "Эдип и Сфинкс"  (1906)  и  др.,  в  берлинском  цирке Шумана - "Царь Эдип" (1910). Пьеса Г. "Каждый человек" (1912; стилизация средневекового моралите) была пост. Рейнхардтом в 1920 на  Зальцбургском театр. фестивале и с тех пор повторяется  ежегодно  (кроме  1938-44).  В России пьесы Г. шли гл. обр. в нач. 20  в.-  "Свадьба  Зобеиды"  в  Т-ре Комисса ржевской (Петербург, 1907), "Электра" в Новом  т-ре  (Петербург, 1907) и в т-ре "Соловцов" в Киеве (пост. К. Марджанишвили, 1907). В 1925 во время гастролей в Москве С. Моисеи играл "Царя Эдипа". О. Брам ставил в Нем. т-ре драмы "Свадьба Зобеиды" и "Авантюрист и певица". По либретто Г. был написан ряд опер Р. Штрауса: "Кавалер роз"  (1910),  "Ариадна  на Наксосе" (1912) и др. Соч.: Gesammelte Werke, Bd 1-6, В.,  1924;  в  рус.  пер.-Драмы,  М., 1906. Лит.: К о l l m a n n A., Hugo von Hofmannsthal, Lpz., 1907; B er e n d s oh n W. A., Der Impressionismus Hofman-nsthals als  Zeiterscheinung, Hamb., 1920; Jacob у К., H. v. Hofmannsthal.  Bibliographie,  B.,  1936. JJ. Лоб.