ГОТШЕД
										ГОТШЕД    (Gottsched),     Иоганн     Христоф     (2.II.1700, Кенигсберг,-12.XII.1766,  Лейпциг)  -  немецкий  теоретик  искусств  и драматург. Представитель нем. классицизма 18 в. Окончил богословский ф-т Кенигс-бергского ун-та. С 1725 жил в Лейпциге, был преподавателем,  а  с 1735 профессором "изящных искусств". Основал лит. журналы: "Разумные порица-тельницы" (1725-26) и "Честный  человек"  (1727),  в журналах, так же как и в  своих  теоретич.  работах  ("Опыт  критической поэтики", 1730, "Немецкий театр. согласно правил древней Греции и Рима", 1741-45) и лекциях, Г. выступал как  противник  т.  н."барочного  т-ра", получившего распространение в Германии в конце 17- нач. 18 вв., с  характерными  для  этого  театра  преувеличениями трагического  и  комического,  грубостью  буффонады,  пристрастием  к импровизациям. Горячий последователь франц. классицизма, Г. декларировал упорядоченное искусство, четкое  деление  на  трагические  и  комические жанры, подчинение  незыблемым  правилам  "трех  единств".  Настаивал  на изгнании из лит.  сюжетов  упоминания  о  сверхъестественном,  чудесном, необъяснимом с точки зрения здравого  смысла.  От  актеров  он  требовал замены  бурлескных  приемов  игры  патетич.  напевной  декламацией, торжественными жестами. Сторонник "просвещенного абсолютизма", Г.  видел смысл театр. представления в изображении победы долга  (понимаемого  как долг по отношению к  государю)  над  чувствами.  Победа  гражданина  над человеком была одной из основных тем т-ра эпохи Просвещения.  Этой  идее посвящена  трагедия  Г.  "Умирающий  Катон"  (1732)  -  рассудочное  и бездейственное произведение, к-рое,  однако,  сохранялось  в  репертуаре нем. т-ра в течение 25  лет  и  выдержало  10  изданий.  Свои  теоретич. взгляды Г. пытался применить на практике в лейпцигской драм.  труппе  К. Нейбер идейным руководителем к-рой  он  был  с  1727.  После  разрыва  с труппой Нейбер, последовавшего в  1740,  Г.  руководил  труппами  И.  Ф. Шене-мана и Г. Г. Коха. Положительное значение  театр.  деятельности  Г.-  в  его  стремлении воссоединить  сценич.  иск-во  с  лит-рой.  Г.  уделял  много  внимания формированию лит. языка в нем. драматургии. Он  первый  познакомил  нем. зрителей  и  читателей  с  произв.  Корнеля,  Расинаидр.  Вместе  с  тем преклонение Г. перед аристократами, желание  потворствовать  их  вкусам, галломания, пренебрежение нац. традициями, рационализм, отсутствие в его собственных драм. произв. и  переводах  живого,  творч.  начала  вызвали справедливые нарекания и насмешки Г.  Э.  Лессинга,  писателей  "Бури  и натиска", а впоследствии и Н. Г. Чернышевского. Соч.: Gesammelte  Schriften,  hrsg.  von  E.  Reiche!,  Bd  1-6,  В., 1901-06. Лит.: Гербель H.B. (ред.), Немецкие поэты в  биографиях  и  образцах, СПБ, 1877;  Дживелегов  А.,  Бояджиев  Г.,  История  западноевропейского театра от возникновения до 1789 г., М.-Л.,  1941,  с.  529-534;  История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мо-кульского. т. 2, М-, 1957, с. 431-446; D a n z e 1 Th. W., Gottsched und  seine  Zeit,  Lpz., 1838; W o l f f E., Gottscheds Stellung im deutschen  Bildungsleben,  Bd 1-2, Kiel, 1895-97; W a n i e k G., Gottsched und die  deutsche  Literatur  seiner  Zeit, Lpz., 1897. T. П.