ГОССЕК
										ГОССЕК (Gossec), Франсуа Жозеф (17.1Л734, дер. Верньи, провинция Эно, ныне  в  Бельгии,-16.11.  1829,  Пасси,  близ  Парижа)  -  французский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель.  По  происхождению бельгиец. Крупнейший муз. деятель периода франц. бурж,  революции  конца 18 в. Член Ин-та Франции (с 1795). Был. певчим в  хоре  кафедрального  собора  в Антверпене. Обучался игре на скрипке. В 1751 по приглашению Рамо приехал в Париж, работал ' капельмейстером в частных капеллах.  Вскоре  завоевал известность как композитор симф., оперной, церковной и камерной  музыки. В 1780-е гг. горячо поддерживал оперную  реформу  Глюка.  Был  одним  из директоров Академии музыки ("Гранд-Опера"). В 1784  учредил  Королевскую школу пения и декламации, на основе к-рой в 1793 возник Нац.  муз.  ин-т (с 1795-консерватория). В  годы  революции  Г.-  дирижер  оркестра  Нац. гвардии и "Композитор Республики". В 1795 - 1816 Г. - сначала инспектор, затем профессор композиции консерватории.  В  1799-1804  и  1809-12-член комиссии по отбору репертуара "Гранд-Опера".  Г.-  родоначальник  франц. симфонии, новатор в области оркестра. Прославился также  как  композитор массовых муз. произв., исполнявшихся на нар. революц.  празднествах,  б. ч. на открытом воздухе ("Народ, пробудись!", "Песня 14 июля",  "Гимн  на праздник Федерации" и др.). Автор св. 20 опер, в т. ч.  "Рыбаки"  (1766, т-р "Комеди Итальенн", Париж),  "Туанон  и  Туанетта"  (1767,  там  же), "Сабинус" (1773, Версаль), "Алексис и Дафна", "Филимон и Бав-кида"  (обе 1775), "Сельский  праздник"  (1778),  "Розина,  или  Покинутая  супруга" (1786),  "Дар  свободе"  (1792),  "Триумф  Республики,  или  Лагерь  при Гранпре" (1793) (все пост. "Гранд-Опера", Париж). Раннее  творчество  Г. способствовало  становлению  франц.  комич.  оперы.  В  произв.  эпохи революции воплощаются патриотич. идеи,  революц.  подъем  нар.  масс;  в партитуру оперы "Дар свободе" Г. ввел "Марсельезу". Г. принадлежат также балеты "Анетта и Любен" (1778),  "Мирза"  (1779),  пост.  "Гранд-Опера", Париж, и др., музыка к пасторали "Гилас и Сильвия" Р. де  Шабана  (1768, "Комеди Франсез"), к трагедиям "Электра" Д. де Рошфора (1782, Версаль) и "Аталия" Расина (1785, Фонтенбло), дополнительные номера к  опере-балету "Любовь богов" Ж. Муре (1757, "Гранд-Опера") и к операм Глюка "Альцеста" (1776, там же)  и  "Ифиге-ния  в  Тавриде"  (1779,  там  же),  симфонии, оратории и др. Соч.: Methode de chant du Conservatoire de musique, [P., 1803]. Лит.: Гершензон M., Две жизни Госсека. M., 1933; P а д и г е А., Музыканты эпохи Великой Французской революции, пер. с франц., М." 1934; H e d o u i n P., Gossec, sa vie et ses ouvrages,  P., 1852; D u f r a n e L., Gossec, P.- Brux., 1927;  Tonnard  F.,  Francois Joseph Gossec musicien hennuyer dela Revolution francaise, Brux.,  1938; P r o d'homme J.-G., Francois-Joseph Gossec, P , 1949. Вл. О.