ГОРЬКИЙ
										ГОРЬКИЙ, Максим (наст. имя и фам.-Алексей Максимович Пешков) [16(28). III. 1868, Нижний Новгород, - 18.VI.1936, Горки, близ Москвы] -  русский советский   писатель   и   драматург.   Основоположник   литературы социалистического реализма. Четырех лет потеряв отца, Г. провел  детство в доме деда, в мещанской нижегородской семье. Рано был отдан  "в  люди", служил  "мальчиком"в  магазине,  учеником  чертежника,  посудником  на пароходе, работал в иконописной мастерской, грузчиком, пекарем, сторожем на железной дороге и т. п. В Казани, юношей, Г.  сближается  с  революц. кругами. В 1888 был впервые арестован. В 1892 напечатан  первый  рассказ Г. "Макар Чудра". В нач. 1900-х гг. Г. обращается к  драматургии,  к-рая заняла важное место в его творчестве. Г. обращался к театру в переломные моменты своего творчества; в его драматургии наиболее  четко  запечатлен процесс становления нового художеств. метода - социалистич. реализма. Г. пришел в  драматургию  в  1901  как  писатель  протестующей  массы  (так называла его ленинская "Искра"), а его последние пьесы  созданы  в  30-е гг.  Пьесы  Г.,  как  и  все  его  лит.  наследие,  представляют  собой энциклопедию рус. жизни от начала века до Октябрьской революции (в пьесе "Сомов и другие", 1931, действие происходит в конце 20-х гг.). При  всем разнообразии отображенного  в  драматургии  Г.  жизненного  материала  и обилии поднятых в ней проблем пьесы Г.  отмечены  внутренним  единством, объединены  одной  темой  -  утверждением  историч.  необходимости социалистич. преобразования общества. Эта тема определила революц. пафос горьковской  драматургии,  придала  ей  высокую  идейную  и  художеств. целостность. В 1-й  период  своей  драматургич.  деятельности,  охватывающий  годы подготовки и свершения первой рус. революции, Г. написал пьесы  "Мещане" (1902,  МХТ),  "На  дне"  (1902,  МХТ),  "Дачники"  (1904,  Т-р  В.  Ф. Ко-миссаржевской), "Дети солнца" (1905,  Т-р  В.  Ф.  Комис-саржевской), "Варвары" (1905, пост. 1906, Рига, Смоленск), "Враги" (1906, Малый т-р в Берлине).  В  этих  пьесах  Г.  раскрывает  процесс  самоопределения  и размежевания  осн.  социальных  сил  рус.  общества  перед  лицом приближающейся революции; для них характерен широкий разворот  действия, осуществление новых композиционных драматургич. принципов,  выражающихся в прямом противопоставлении враждебных друг другу социальных сил. 2-й период  включает  в  себя  пьесы,  написанные  Г.  в  годы  после поражения  первой  рус.  революции:  "Последние"  (1908,  пост.  1910, "Камерная сцена" М. Рейнхард-та, Берлин), "Чудаки"  (1910,  Новый  драм. т-р, Петербург), "Дети" (1910, Киев, т-р "Соловцов"), "Васса  Железнова" (1-й вариант, 1910), "Фальшивая монета" (1913, пост. 1937, Гос. евр. т-р БССР), "Зыковы" (1918, т-р Нар.  дома  в  Петрограде),  "Старик"  (1915, пост. 1919, Малый т-р). Предположительно к нач. 10-х гг. относится пьеса Г.  "Яков  Богомолов".  В  этих  пьесах  Г.  с  прозорливостью  подлинно пролетарского художника показывает  процесс  неизбежного  распада  бурж. класса, утверждает социальную и этич. правомерность его гибели. Пьесы  Г.,  составляющие  3-й  период  его  драматургич.  творчества, созданы после Октябрьской революции - в 30-х гг. Лучшие  из  них:  "Егор Булычев и другие" (1931,  пост.  1932,  Т-р  им.  Вахтангова,  Ле-нингр. Большой драматич.  т-р)  и  "Достигаев  и  другие"  (1932,  пост.  1933, Ле-нингр. Большой драм. т-р), 2-й вариант "Вассы Желез-новой" (1936, ЦТКА и Т-р им. МОСПС).  Широта охвата  историч.  процесса,  острота  социальных  противопоставлений, характерные для драматургии Г. 1-го периода, сочетаются в пьесах 3-го  периода  с  особой  углубленностью,  сложностью  пси-хологич. характеристик. Пьесы  Г.  отражают  борьбу  социальных  сил,  к-рая  составляла  гл. содержание русской жизни начала 20 в. Г. в художеств. образах раскрывает социально-историч.  противоречия  рус.  жизни  и  показывает,  что  лишь социалистич. революция в состоянии их разрешить. В драмах Г.  появляется новый  герой-  рабочий-революционер,  объявляющий  непримиримую  войну старому миру.  Уже  в  первой  пьесе  Г.  "Мещане"  в  смелых  афоризмах машиниста Нила ("прав не дают, права берут", "хозяин тот, кто трудится") были выражены настроения передовых  людей  новой,  революц.  России.  Во "Врагах" действует коллектив бастующих рабочих,  во  главе  к-рых  стоит профессиональный революционер-большевик Синцов. В  пьесах  "Достигаев  и другие", "Васса Железнова"  Г.  созданы  образы  большевика  Рябинина  и революционерки-подпольщицы  Рашели.  Герои  Г.  -  люди  своеобразного, независимого образа мысли. Склонные к философским размышлениям о  жизни, к смелому афоризму и в то же время не теряющие ощущения реальности,  они ведут между собой глубокий  спор  о  смысле  жизни  и  о  предназначении человека. В этом страстном и напряженном  споре  о  "правде"  выясняется подлинная социальная сущность людей. Г. воплотил в  иск-ве  своеобразный человеческий  тип,  возникший  в  процессе  вызревания  социалистич. революции, осознания народом необходимости  коренных  обществ,  перемен. Герои Г. живут в атмосфере приближающейся революции и это сказывается  в их образе мыслей.  Буржуазная  мещанская  обыденная  жизнь  предстает  в пьесах Г. как сила, враждебная человеку, сковывающая его  сознание,  его порыв к свободе. Однако у Г. буржуазная обыденность  уже  не  имеет  той силы, что у Островского или Чехова. Привычный уклад жизни  в  пьесах  Г. глубоко подорван и внутренне бессилен перед новыми социальными веяниями. Уже в "Мещанах" писатель выступает против  эксплуататорского  мещанского образа  жизни,  предсказывая  его  гибель.  В  "Егоре  Булычеве"  и "Дос-тигаеве" он показывает, как рушится старый смрадный  мир  "хозяев". Предчувствием  гибели  своего   класса,   ощущением   его   внутр. несостоятельности охвачены у Г. даже нек-рые представители  буржуазии  - Васса  Железнова,  Егор   Булычев.   Давая   социально-определенные характеристики, Г. в то же  время  никогда  не  ограничивался  фиксацией классовых признаков  своих  героев,  он  раскрывал  социальную  сущность человека  в  неразрывной  связи  с  его  сложной   индивидуальной характеристикой. В образах  либерального  адвоката  Басова,  популярного писателя Шалимова и  др.  "прогрессивно"  настроенных  интеллигентов  Г. разоблачил эгоистич. индивидуализм и приспособленчество к бурж. жизни, а в  образе  капиталиста  Булычева  раскрыл  бунтарскую  тему  человека, восстающего против своего класса (Антипа Зыков и Егор  Булычев  выражают неудовлетворенность укладом жизни, порожденным бурж. отношениями). Новаторские по теме, революционные  по  идейным  мотивам  и  образам, пьесы Г. обозначили новый этап и в развитии драматич.  формы.  Вслед  за Чеховым Г. создал новый тип драмы 20 в. Для  драматургич.  принципов  Г. характерно стремление показать конфликт человека с обществом не  столько в сфере столкновений, основанных на борьбе  любовных  или  имущественных интересов,  сколько  в  прямом  воздействии  на  человека  противоречий действительности. Все это определило открытую форму  горьковской  драмы, не замкнутой в сфере семейно-имущественных  отношений,  не  ограниченной строгим  сюжетным  развитием.  Новый  принцип  сценич.  действия,  не связанного с традиц. сюжетными  построениями,  с  игрой  противоположных личных интересов, открытый Чеховым и обозначивший  переворот  в  истории мировой  драматургии,  Г.  развил  и  углубил.  Однако,  в  отличие  от персонажей Чехова, герои горьковских пьес  в  конечном  счете  неизбежно группируются в двух противоположных, смертельно ненавидящих друг  друга, борющихся лагерях. Драматургия Г. поставила новые задачи  перед  сценич. иск-вом:  "....новый  тип  и  новая  манера  игры,  новый  быт,  новый своеобразный  романтизм,  пафос,  с  одной  стороны,  граничащий  с театральностью, а с другой - с проповедью",- так определил эти  качества К. С. Станиславский. Пьесы  Г.  приобщили  т-р  к  новому,  до  того  не известному жизненному материалу, к новым революц. идеям, к  социалистич. эстетике.  Они  потребовали  от  т-ра  политич.  страстности  и  бытовой конкретности, философской углубленности, умения мыслить на сцене,  яркой театральности, помогли открыть новые средства  сценич.  выразительности, создать новый тип актера. Впервые пьесы Г. получили воплощение на  сцене Моск. Художеств. т-ра. Новаторское  иск-во  Художеств.  т-ра  во  многом определило характер драматургич. исканий Г. В 1902  на  сцене  МХТ  была пост. первая пьеса Г.-"Мещане" (реж. Станиславский и Лужский; Бессеменов - Лужский, Акулина Ивановна -  Муратова,  Петр  -  Мейерхольд,  Елена  - Книппер, Татьяна -  Роксанова,  Нил  -  Судьби-нин,  Перчихин  -  Артем, Тетерев - Баранов). Однако  т-ру,  воспитанному  на  пьесах  Чехова,  не удалось полностью раскрыть природу горьковской драматургии. В  спектакле была изменена расстановка борющихся сил. Героем спектакля стал  Тетерев, жертвами мещанского мира оказались Петр и Татьяна. Тем не менее сам факт постановки пьесы  Г.  имел  огромное  обществ,  значение.  Уже  на  этом спектакле  в  зрит.  зале  ощущалась  напряженная  политич.  атмосфера, возникавшая затем в годы  первой  рус.  революции  на  всех  горьковских спектаклях. В работе над драматургией Г.  Художеств.  т-р  приобщался  к идеям пролетарской революции, к эстетике социалистич. иск-ва. В  том  же году  в  МХТ  была  пост.  вторая  пьеса  Г.-  "На  дне".  Спектакль, осуществленный  Станиславским  и  Неми-ровичем-Данченко,  имел  огромный успех.  Идея  свободы,  свободы  любой  ценой,  страстно  звучавшая  в спектакле, отвечала сокровенным  чувствам  современников  и  пронизывала игру актеров особым волнением (Сатин - Станиславский, Барон  -  Качалов, Лука - Москвин, Настя - Книппер). В спектакле "На дне" иск-во Художеств. т-ра  стало  более  мужественным  и  зрелым.  Молодые  артисты,  недавно исполнявшие  роли  тонких  чеховских  интеллигентов,  сумели  отойти  от близких им по духу персонажей, чтобы окунуться  в  жизнь  "дна";  сумели отобразить жизнь сурово и ярко. В  последующие  годы  в  этом  спектакле играли Леонидов и Добронравов (Васька Пепел), Тарханов,  Грибов  (Лука), Хмелев (Костылев), Шевченко (Василиса). В 1905 МХТ пост. "Дети  солнца". Пьесы Г., широко шедшие в России в годы первой рус. революции,  несмотря на цензурные и полицейские препоны, играли огромную обществ,  роль;  они часто сопровождались политич. демонстрациями. Наиболее острая  пьеса  Г. этого периода - "Дачники" - была  впервые  пост.  в  Драм.  т-ре  В.  Ф. Комиссаржевской в Петербурге (1904;  реж.  Тихомиров;  Варвара  Михайловна  -  Комис-саржевская). Зрители  раскололись  на  два  враждебных  лагеря,  т-р  превратился  в митингующую площадь, раздираемую противоборствующими политич. страстями. Политич.  демонстрациями  сопровождались  и  представления  пьесы  "Дети солнца",  шедшей  в  том  же  т-ре  (1905;  реж.  Арбатов;  Лиза  - Комиссаржевская). В годы реакции пьесы Г. мало шли в России, из-за  цензурных  запретов нек-рые его новые пьесы появлялись на зарубежной  сцене  раньше,  чем  в России. В первые годы после Октябрьской революции пьесы Г. ставились  в  т-ре петрогр. Нар. дома ("Враги", "Зыковы"),  б.  Александрийском  ("Мещане", "На дне") и моек. Малом ("Старик"). Подлинно новый этап сценич.  истории пьес Г.  начался  пост.  пьесы  "Егор  Булычев  и  другие"  в  Т'ре  им. Вахтангова  (1932).  В  этом  спектакле  т-р  раскрыл  осн.  принципы горьковской  драматургии,  уловил  ее  особую  театральность.  Уделяя пристальное  внимание  точному  воспроизведению  историч.  обстановки, режиссер Б. Е. Захава в то же время избегал подробного бытописательства, стремясь к лаконичности и  яркости  сценич.  решений.  'Эпизоды  озорной пляски Булычева, сцена с  трубачом,  когда  трубный  глас,  подхваченный оркестром, мощно сопровождал провозглашаемую Булычевым отходную  старому миру, выражали стиль пьесы,  ее  бунтарский  дух.  Сущность  горьковской драматургии,  ее  философскую  направленность  и  театральную  природу особенно четко выразил в спектакле Б. В. Щукин (Егор).Созданный им образ раскрывал диалектику творч. метода  писателя.  В  купце  Булычеве  актер показал человека, разоблачающего свой собственный  класс,  раскрыл  тему бунта этого человека, к-рый "не на той улице жил".  Образ  Булычева  был насыщен большой драматич.  силой  и  социальным  оптимизмом.  Исполнение Щукина нанесло  удар  вульгарно-социологич.,  начетническому  подходу  к персонажам Г., имевшему место в спектаклях  предшествующих  годов.  Тема бунта  Булычева  открывала  черты  народности  в  этом  образе  (в  1951 спектакль был возобновлен; реж. Заха-ва; Гос. пр.  СССР,  1952;  в  роли Булычева-С. В. Лукьянов). На сов. сцене выдающиеся образы Егора Булычева были созданы Вагаршяном (Т-р им. Сун-дукяна, 1933),  Крушельницким  (Т-р им. Шевченко, 1947) и др. Одним из значит, этапов  утверждения  в  сов.  театр.  иск-ве  метода социалистич. реализма была пост. в МХАТе пьесы "Враги"  (1935).  В  этом спектакле (пост. Немировичем-Данченко) отчетливо проявились новые  черты иск-ва Художеств. т-ра - ясность и внутр.  простота.  Немирович-Данченко искал решений экономных и точных. Строгая правдивость в  воспроизведении жизни сочеталась в этом спектакле с открытой политич. тенденциозностью и четкой театр. формой. Представители старшего поколения Художеств. т-ра - Качалов, игравший роль Захара Бардина, и Книппер-Чехова - Полина Бардина - остро разоблачали лживую сущность российского либерализма.  Сатир  ич. образ  старого  генерала  Печенегова,  привыкшего  унижать  человеческое достоинство  других,  создал  Тарханов.  Реакц.  силы  отживающего  мира воплощал образ прокурора  Николая  Скроботова,  к-рого  играл  Хмелев  с убийственным  сарказмом.  В  диалогах  Николая  Скроботова  с  актрисой Татьяной (Тарасова) политич. тенденциозность  и  жизненная  правда  были выражены Хмелевым в четкой и ясной форме. Среди лучших пост. пьес Г.  на сов. сцене - "Достигаев и другие" (Т-р им. Вахтангова, 1933),  "Дачники" в Ленингр. Большом драм. т-ре (1939, реж. Бабочкин), "Последние" в  Т-ре им. Янки Купалы (1937, реж. Раевский и Зорев). В  спектакле  "Последние" киевского Т-ра им. Франко (1937)  А.  М.  Бучма  создал  образ  жандарма Коломийцева,  отмеченный  остротой  сатирич.  рисунка.  Образы  Вассы Железновой были воплощены: С. Г. Бирман (Т-р им. МОСПС, 1936),  игравшей Вассу властной, деспотичной и вместе с тем талантливой  женщиной,  остро ощущающей обиду за  прошлые  унижения,  поруганное  достоинство;  В.  Н. Пашенной (Малый т-р, 1952), воплотившей замечательный по  своей  силе  и глубокой жизненной правде образ хозяйки  большого  дела;  арм.  актрисой Асмик (1937, Т-р им.  Сундукяна).  Тонко,  многогранно  и  глубоко  была раскрыта одна из самых сложных пьес Г. "Старик" в Камерном  т-ре  (1946, реж. Таиров и Гайдебуров; в роли Старика - Гайдебуров). Среди выдающихся пост. пьес Г. - "Варвары" в Малом т-ре (1941, реж. Судаков и  Зубов),  в Ленинградском Большом драматическом  театре  (1959,  реж.  Товстоногов), "Дачники" в Московском театре им. Ермоловой (1949,  реж.  Лобанов),  "На дне" в Ленингр. академич. т-ре драмы им. Пушкина (1956,  реж.  Вивь-ен), "Егор Булычев и другие" в Т-ре им.  Сундукяна  (1933),  Художеств.  т-ре Латв. ССР (1946), "Васса Же-лезнова" в  Харьковском  т-ре  им.  Шевченко (1935), "Враги" в Т-ре им. Руставели (1951) и в т-ре  "Эстония"  (1946), "Мещане" в т-ре "Ванемуйне"  (1941)  и  Т-ре  им.  Хамзы  (1952),  "Дети солнца" в Т-ре им. Кингисеппа (1953), "Последние" в Т-ре драмы Латв. ССР (1946). В 1953 на сцене Ярославского т-ра была впервые  пост.  пьеса  Г. "Сомов и другие" (реж. П. П. Васильев). Пост. пьес Г. были  осуществлены в Горь-ковском т-ре им. Горького (реж. Н. И. Соболыциков-Самарин и др.), наиболее полно представившем на своей сцене горьковский репертуар. Широкое распространение получили  в  т-рах  СССР  также  инсценировки прозы Г. Среди лучших пост. по произв. Г.-  спектакль  МХАТа  "В  людях" (1933), в к-ром исполнитель роли  булочника  Семенова  Тарханов  показал уродливость психологии собственника, противоречивую  мудрость  человека, выбившегося в "хозяева" из "низов". Роман Г. "Мать" послужил основой для опер В. В. Желобинского  (1939)  и  Т.  Н.  Хренникова  (1957).  В  1926 кинорежиссер В. И. Пудовкин создал  по  этому  роману  выдающийся  фильм "Мать". По мотивам произв.  Г.  кинорежиссером  М.  С.  Донским  создана кинотрилогия:  "Детство  Горького",  "В  людях",  "Мои  университеты" (1938-40). Пост. пьес  Г.  часто  экранизируются  ("Васса  Железнова"  - спектакль Малого т-ра, в гл. роли- Пашенная; "Егор Булычев и  другие"  - спектакль Т-ра им. Вахтангова, в гл. роли - Лукьянов) и др. Драматургия Г. имела огромное значение для утверждения  в  сов.  т-ре метода социалистического реализма.  Второе  сценич.  рождение  пьес  Г., произошедшее в  30-х  гг.,  обозначило  важный  рубеж  в  развитии  сов. режиссуры и актерского иск-ва. Работа над пьесами Г. помогла  сов.  т-ру преодолеть тенденции формализма в сценич. иск-ве,  вульгарно-социологич. примитивизм в  трактовке  прошлого,  в  сценич.  истолковании  социально сложных  характеров.  Вместе  с  тем  пьесы  Г.  учили  т-р  глубине  и определенности  идейной  характеристики,  партийной  страстности  в утверждении передовых идей современности, они вносили в  сценич.  иск-во нравственный пафос социалистического гуманизма.  Постановки  произв.  Г. сов. времени оказали большое влияние на иск-во старших мастеров  т-ра  и способствовали формированию нового типа актера  (Н.  П.  Хмелев,  Б.  В. Щукин и др.). Пьесы  Г.  оказали  большое  влияние  на  молодую  сов.  драматургию, определив  ее  идейно-художественные  особенности  (творчество  Леонова, Погодина, Афиногенова и др.). Произведения Г. широко включаются в репертуар  т-ров  за  рубежом.  В 1903 М. Рейнхардт пост. "На дне" (под назв. "Ночлежка") в Малом  т-ре  в Берлине, придав спектаклю абстрактно-философский характер. В 1932  Брехт создал по мотивам горьковского романа спектакль  "Мать"  сЕ.  Вейгель  в заглавной роли. Большое "место занимают  пьесы  Г.  в  репертуаре  т-ров стран нар. демократии. Особой популярностью пользуются здесь пьесы "Егор Булычев и другие", "Васса Железнова", "Враги", "Мещане". Пост. пьес Г. в Китае ("Мещане", "Егор Булычев и  другие")  способствовали  формированию нового драматич. т-ра, развивающегося наряду с  традиц.  китайской  муз. драмой. В 4947 пост. пьесы "На дне" начал свое  существование  миланский т-р "Пикколо"; в 1956 эта пьеса  была  пост.  в  Париже  в  т-ре  "Эвр". Произведения Г. идут на сценах прогрессивных "независимых" театров стран Латинской Америки. Взгляды Г. на драму и т-р, тесно  связанные  с  его  общими  эстетич. идеями, изложены им в ранних газетных фельетонах, в многочисл.  письмах, статьях, отзывах, в его прозе и пьесах. Впервые мысли о т-ре Г. излагает в 1895 в бытность свою сотрудником "Самарской газеты", а его зрелые идеи о  драме  наиболее  полно  выражены  в  известной  статье  "О  пьесах", написанной  в  1933.  В  ранний  период  творчества,  когда  только формировались художеств. принципы его драматургии,  Г.  уделял  особенно пристальное  внимание  пьесам  своих  старших  современников:  Ибсена, Гауптмана, Чехова. Его  оценки  пьес  этих  драматургов  позволяют  ясно увидеть и близость Г. новаторским течениям ев-роп. драмы конца 19 - нач. 20 вв. и то принципиально новое, что принесли с собой пьесы Г.  Особенно интересны в этом смысле высказывания Г. о творчестве Чехова,  изложенные в его письмах и статьях. Они свидетельствуют и о могучем влиянии  Чехова на  формирование  основных  принципов  горьковской  драмы  и  глубоких расхождениях между обоими драматургами.. В  статье  "О  пьесах"  (1933),  подводя  итоги  своим  многолетним размышлениям, Г. наиболее развернуто излагает свою гл. идею о т-ре,  как наиболее действенном иск-ве, призванном организовывать социальные эмоции зрителя,  возбуждать  в  нем  активное  отношение  к  действительности. Волнующую его мысль Г. подкрепляет знаменитыми словами Маркса: "Философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в  том,  чтобы изменить его". Утверждая, что  драма  должна  быть  актуальна,  сюжетна, действенна, Г. связывает это  требование  с  революц.  преобразованиями, к-рые совершает пролетариат. "Рабочий класс,- пишет он,- идущий  ныне  к власти  над  миром,  является  родоначальником  нового  человечества  и совершенно нового отношения к миру, он наполняет время своей  работой  и осознает мир как свое хозяйство". Т. о., Г. полагал, что новая  революц. действительность,  насыщенная  глубокими  социальными   конфликтами, преображаемая  творчеством  масс,  особенно  благоприятна  для  развития драмы. Поэтому проблема действенности и активности  драмы  для  Г.  была неразрывно связана с образом ее нового героя,  лишенного  раздвоенности, к-рый "прост и ясен так же, как велик, а велик он потому, что непримирим и мятежен гораздо больше, чем все  Дон  Кихоты  и  Фаусты  прошлого".  В статье "О пьесах" Г. рассматривает и другие  важные  для  него  проблемы теории драмы; он пишет о принципах социальной характеристики персонажей, о языке в драме, об особой позиции драматурга, обусловленной тем, что  в пьесе герой характеризуется словом и делом без авторской подсказки. Мысли Г. о драме, о социальном  предназначении  т-ра  определили  его отношение  к  сценич.  иск-ву.  В  своих  ранних  театр.  рецензиях, опубликованных в "Нижегородском листке", Г. много пишет  о  Малом  т-ре, высоко  оценивая  профессиональное  мастерство,  гражданский  пафос  и романтич. приподнятость его иск-ва. Следующий этап развития взглядов  Г. о сценич. иск-ве связан с МХТ и прежде всего с  чеховскими  постановками Станиславского и  Немировича-Данчен-ко.  Художественный  т-р  не  только помог Г. приобщиться к драматургии, но и во многом определил его  театр. симпатии, помог окончательному формированию его общих  эстетич.  идей  и прежде  всего  его  взглядов  на  сценич.  иск-во.  В  творчестве "художественни-ков" молодой Г. увидел тот идеал т-ра, о к-ром он мечтал, к-рый может играть важную прогрессивную роль  в  обществе.  МХТ  отвечал мечте Г. о создании в России нар. т-ра. Г. писал Чехову: "Художественный театр - это так же хорошо  и  значительно,  как  Третьяковская  галерея, Василий Блаженный, как все самое  лучшее  в  Москве.  Не  любить  его  - невозможно, не работать для него - преступление  ей-богу!"  ("Горький  и театр", 1938, с. 230). Высокое представление  Г.  о  гражданской  миссии Художеств.  т-ра  нашло  выражение  и  в  полемических  статьях  Г.  о постановках Достоевского в МХАТе. В  первые  годы  революции  Г.  принял участие в организации  Большого  драм.  т-ра  в  Ленинграде,  к-рый  был задуман его создателями (Блоком, Юрьевым, Андреевой)  как  т-р  классич. трагедии, романтич.  драмы  и  высокой  комедии.  Чуткий  к  новаторским исканиям, горячо принявший, в  частности,  эксперименты  Вахтангова,  Г. вместе с тем был непримиримым к любым проявлениям декадентства  в  т-ре, был противником режиссерского диктата, одинаково подавляющего и  автора, и актера. Драматургия Г., его театр. идеи до сих  пор  оказывают  важное влияние на прогрессивное иск-во  мира.  Многие  театр.  идеи  Г.  только теперь находят осуществление в передовом иск-ве разл.  стран.  Рожденный рус. революцией, т-р Г. отразил в себе ее историч. пафос,  ее  всемирное значение. Соч.: Собрание соч. в 30 томах, М., 1949-55;  Литературно-критические статьи, М., 1937; О литературе. Статьи и речи. 1928-1936, М;,1937;Пьесы, т. 1-2, М.-Л., 1936-37; Пьесы и сценарии, М., 1941 (Архив А. М. Горького, т. 2). Лит.: Ленин В. И., Письма Горькому, М., 1939 В. И. Ленин о литературе и искусстве. Сборник, М.,  1957  Боровский  В.,  Литературно-критические статьи, М. 1956; Луначарский А., О театре и драматургии. Избр  статьи  в 2-х томах, т.1,М.,1958; его же, Статьи о Горьком М., 1957; Юзовский  Ю., Драматургия Горького, ч. 1 М.-Л.,1940; его  же,  Максим  Горький  и  его драматургия, М., 1959; Михайловский Б. В., Драматургия М. Горького эпохи первой русской революции, 2 изд., М. 1955; Д а н и л о в С., М. Горький, М.-Л., 1950; е г о ж  е  Горький  на  сцене,  Л.-М.,  1958;  ГригорьевМ. Горький драматург и критик, М.,  1946;  Горький  и  театр.  Сб.  статей, М.-Л., 1938; Б я л и к Б., Горький  в  борьбе  с  театральной  реакцией, Л.-М., 1938; его ж е, О Горьком. Статьи, М., 1947; его  же,  Драматургия М. Горького советской эпохи, М., 1952; Станиславский К. С., Моя жизнь  в искусстве, 8 изд., М.-Л., 1948; Немирович-Данченко Вл. И., Из  прошлого, М., 1938. В. 3.