ГОРСКИЙ
										ГОРСКИЙ, Александр Алексеевич [6(18).VIII.1871-20.X.1924] - русский  артист  балета,  балетмейстер, педагог. Засл. арт. Гос. академич. т-ров. С 1889, по  окончании  Петерб. театр. уч-ща,- артист балета Мариинского т-ра. Учился у педагогов П.  К. Карсавина, H. И.  Волкова,  M.  И.  Петипа.  Исполнял  партии  классич., характерные и гротесковые: Принц ("Спящая  красавица"),  Сатир  ("Тангейзер"),  китайский  танец ("Щелкунчик") и др. В 1896 был назначен преподавателем Петерб. балетного уч-ща. В 1900- 24 - балетмейстер Большого театра. Г. углубил реалистич. традиции рус. балета, сблизил  балетный  т-р  с передовым драматич. иск-вом, расширил рамки жанров  в  классич.  балете, широко применяя  пантомиму  и  характерный  танец.  Значит,  влияние  на творчество Г. оказал МХТ. Г. создал новые самостоят,  редакции  балетов: "Дон Кихот" (1900),  "Лебединое  озеро"  (1900);  "Конек-Горбунок"  Пуни (1901),  "Волшебное  зеркало"  Ко-рещенко  (1905),  "Раймонда"  (1908); "Корсар" Адана (1912). Из новых балетов Г. наиболее значительные:  "Дочь Гудулы" на муз. Симона  (1902),  "Саламбо"  Аренд  -са  (1910),  "Любовь быстра" на муз. Грига (1913), "Эвника и Петроний" на муз. Шопена  (1915) и др. Г. усиливал дра-матургич. основу балета,  давал  актерам  материал для  создания  жизненно  правдивых,  эмоционально-содер-жат.  образов, придавал большое  значение  кордебалету,  в  его  пост.  танц.-драматич. действие  вытеснило  старый  дивертисмент,  значительно  обогатилась пантомима. Г. расширил  репертуар,  к  оформлению  спектаклей  привлекал таких  художников,  как  К.  Коровин,  А.  Головин,  П.  Кон-чаловский. Балетмейстерская деятельность Г. была порой противоречива; в  его  пост. проявлялись натуралистич. и импрессионистские тенденции. Однако  в  годы предреволюционного кризиса буржуазного театра  Г.  оставался  убежденным защитником реалистических принципов в иск-ве. В сов. время Г. пост. в Большом т-ре балет "Стенька Разин"  (на  муз. Глазунова, 1918), впервые в Москве осуществил пост.  балета  "Щелкунчик" (1919),  пост.  "Хризис"  Глиэра  (1921),  "Баядерку"  Минкуса  (1923), "Безделушки" Моцарта, "Вечно живые цветы" на муз. Чайковского и Асафьева (1922) и др. Г.  оказал  влияние  на  творч.,  развитие  многих  крупных балетных актеров - Е. В. Гельцер, С. 4/Федоровой, В. А. Рябцева,  М.  М. Мордкина и др. Среди его учеников - A.M. Мессерер, М. М. Габович и др. Лит.: Слонимский Ю., Советский балет. Материалы к истории  советского балетного театра, М.-Л., 1950; Бахрушин Ю., Александр Алексеевич Горский. 1871- 1924, М.-Л., 1946; Б о р исоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета,  т. 2, Л., 1939; Государственный ордена Ленина академический Большой театр Союза  ССР, М., 1947. Ел. Б.