ГОНЗАГО
										ГОНЗАГО, Г о н з а г a (Gonzago, Gon-zaga), Пьетро Готтардо (в России Петр  Федорович)  [25.III.  1751,  Лонгаро-не,-25.УП  (6.VIII).  1831, Петербург-итальянский  театральный  художник  и  декоратор.  Мастер архитектурных росписей и парковой архитектуры. Жил в Венеции  и  Милане, где учился у худ. А. Визентини, Дж. Моретти, известных  декораторов  бр. Галлиари. Большое влияние на творчество Г. оказало иск-во художников  К. Биббиены, А. Каналетто, Дж. Б. Пиранези.  Деятельность  Г.  протекала  в т-рах мн.  городов  Италии  ("Ла  Скала"  -  Милан,  "Алиберти"  -  Рим, Герцогский т-р - Парма, и др.). Г. писал декорации для  балетов  "Венера на Кипре", "Сельский праздник", пост.  Галле  (оба  в  1779),  для  опер "Цирцея" Чи-марозы, "Мнимый Сократ" Папзиелло(оба в 1783),  "Ифигения  в Тавриде" Монца (1784), "Ифигения в  Авлиде"  Керубини  (1788),  "Пирр,  царь  Эпира" Цингарелли (1792) п др. В 1792 по приглашению князя  Н.  Б.  Юсупова  Г. поселился в России, где наиболее полно раскрылось его  дарование  театр. художника. Г. был назначен  (1792)  декоратором  императорских  т-ров  в Петербурге, избран (1794) почетным вольным общником  Академии  художеств как "знаменитый художник в искусстве живописи, перспективы и декорации". Он писал декорации для императорских  Большого  и  Эрмитажного  т-ров  в Петербурге,  дворцовых  т-ров  в  Гатчине,  Павловске,  Петергофе,  для Петровского т-ра в Москве (т-р М. Медокса). В числе работ Г.:  декорации к балетам  "Орфей"  на  муз.  Глюка  (1795),  "Амур  и  Психея"  (1796), "Возвращение Полиерцета" (1799) Мартин-и-Солера, "Бланка, или  Ера.к  из отмщения" А. Титова (оба в  1803),  "Торжество  России,  или  Русские  в Париже"  Кавоса  (1814),  "Альцеста,  или  Сошествие  Геркулеса  в  ад" Антонолини (1821),  к  операм  "Камилла,  или  Подземелье..."  Далейрака (1800), к опере-балету "Принцесса  Требизондская..."  Кавоса  (1822),  к трагедии "Эдип в Афинах" Озерова (1804). Г.- автор  проекта  крепостного т-ра Юсуповых (в подмосковной усадьбе "Архангельское"). В 1828  вышел  в отставку. Законченных эскизов декораций Г. почти не сохранилось,  о  его иск-ве можно судить лишь по его рисункам. Г.  владел  приемами  архитектурного  перспективиз-ма,  мастерством композиции, ясно, ритмически  четко  распределял  сценич.  пространство, создавая пластичные, монументальные декорации  в  духе  классицизма,  он отказался  от  традиции  типовых  декораций.  Разрабатывая  интерьер, стремился  к  простым  и  экономным  пространственным  решениям,  а  при воспроизведении пейзажа - к созданию атмосферы естественности. В поздних работах Г. заметно влияние  романтизма  (введение  "пейзажных"  сюжетов, "лунного" освещения и др.). Г. написал трактаты  "Сообщение  моему  начальнику,  или  разъяснение театрального декоратора" и "Музыка для глаза и театральная оптика" (изд. в 1807) и  др.,  в  к-рых  изложил  свои  теоретич.  взгляды  в  области театрально-декорац.  иск-ва.  Г.  выступает  как  поборник  эстетики просветит, классицизма. Борясь  против  принципов  барокко,  он  требует "освободить искусство  от  искажавших  его  пороков  и  предрассудков  и вернуть его простым принципам  подражания",  настаивает  на  том,  чтобы театр. живопись носила лирич., эмоциональный характер,  а  декорационное оформление стало  орга-нич.  элементом  спектакля.  Традиции  иск-ва  Г. развивали в 1-й пол. 19  в.  декораторы  Д.  Карсини,  Б.  Джерлини,  Ф. Лукини, А. Кондратьев, И. Мартынов и др. Соч.: Idee cPun theatre pour l'opera..., Roma, 1805; Information a mon chef..., St. Petersbours, 1807; La musique des yeux et l'optique theatrale....  St.  Petersbourg,  1807;  Remarques  sur  la construction des theatres..., St. Petersbourg, 1817. Лит.: Архив дирекции императорских театров, вып. 1,  1746-1801,  СПБ. 1892, отд. I-IH; Курбатов В., Гонзаго, "ЕИТ", СПБ, 1912, вып. IV;  Кашин Н., Новые материалы о Пьетро Гонзаго, "Театр и  драматургия",  1935,  .ј 12; Бессонов С.В., Архангельское. Подмосковная усадьба,  М.,1937;Степанов В., Новонайденный альбом театральных эскизов Пьетро ди Готтардо Гонзага, "Искусство", 1938, 6;Гозенпуд А.А.,  Музыкальный  театр  в  России,  Л., 1959; История русского искусства, т. 7, M., 1961. р. Jf.