ГОМИШ ДИ АМОРИН
										ГОМИШ ДИ АМОРИН (Gomes de Amorim), Фран-сишку (13. Vili. 1827-4.  XI. 1891)-португальский  писатель,  драматург.  В  детстве  эмигрировал  в Бразилию, в 1847 возвратился в Португалию. Демократ по убеждениям, Г. ди А. горячо приветствовал франц.  революцию  1848.  Впоследствии,  однако, присоединился к буржуазно-реформистской партии. Лит. деятельность  начал в 1848. Представитель романтич.  направления  в  португ.  лит-ре.  Автор историко-романтич.  драмы  "Гиджи"  (1851  или  1852),  бытовой  комедии "Вдова" (1852),  социально-обличит.  пьес  "Расовая  ненависть"  (1854), "Красный кедр" (1856), "Социальные уродства" (1870) и др.,  направленных против нищеты, бесправия народа, против рабского труда и расовой розни в Бразилии. Пьесы Г. ди А. (особенно "Гиджи" и "Расовая ненависть")  долго сохранялись в репертуаре португ. и браз. т-ров. Г. ди А. был  секретарем драматурга Ж. Б. Алмейды-Гаррета, написал о нем  воспоминания  (Garrett. Memorias biograficas, 3  тт.,  1881-83)  ,  представляющие  интерес  для изучения т-ра и драматургии 19 в. Лит.: Rebello da Silva  L.A.,  Francisco  Gomes  de  Amorim,  в  кн.: Apreciacoes litterarios, v. 3, [s.l.], 1910, c. 59*-71; Bell A.  F.  G., Portuguese literature, Oxf., 1922; Lima B. de, Gomes de Amorim, vida e obras, fs. 1.1, 1927. Ал. С. ГО  МО-ЖО  (р.  16.  XI.  1892)  -  китайский  общественный  деятель, писатель,  ученый.  Заместитель   председателя   Постоянного   к-та Всекитайского собрания нар. представителей, президент Академии наук КНР, председатель  Всекитайской  ассоциации  работников  лит-ры  и  иск-ва, председатель Кит. нар. к-та защиты всеобщего мира. Лит. работу  начал  в 1919. Среди ранних пьес Г. М.-ж.-"Чжо Вэнь-цзюнь", "Ван Чжао-цзюнь" (обе в 1923), "Не Ин" (1925, пост. в  Шанхае),  "Цветы  дикой  вишни"  (1926, пост. в Гу анчжоу).  Эти  пьесы  направлены  против  феод.  морали,  они прославляют идеи дружбы, верности патриотич. долгу, для  них  характерны романтич. приподнятость, преобладание слова над действием.  После  длит. перерыва Г. М.-ж.  вновь  обращается  к  драматургии,  создает  историч. трагедии: "Яд",  "Тигровый  мандат"  (обе  в  1942,  пост.  в  Чун-цине),  "Гао Цзянь-ли" (1942) и др. Наибольшую популярность получила пьеса  Г.  М.-ж. "Цюй Юань" (1942, пост. в Чунцине),  рассказывающая  о  судьбе  великого кит. поэта 4-3 в. до н. э. Постановка этой пьесы, осуществленная  в  дни разгула гоминдановской реакции, прозвучала как  гневный  протест  против антинар. политики клики Чан Кай-ши. Г. М.-ж. написал  также  пьесы  "Цай Вэнь-цзе", "У Цзе-тянь" (1959,1960, Пекинский нар.  художеств.  т-р)  на сюжеты из истории Китая. Г. М.-ж. - создатель  жанра  историч.  драмы  в Китае. Между нар. Ленинская пр.  "За  укрепление  мира  между  народами" (1951).  С  о  ч.  в  рус.  пер.:  Сочинения,  т.  3,  M.,  1958.  Лит.: ФедоренкоН., Китайская литература, М., 1956, с. 515-56. Вл. С.