ГОЛЬДФАДЕН
										ГОЛЬДФАДЕН, Авраам (12. VII. 1840, Старо-константиновка, б. Волынской губ.,-9.  I.   1908,   Нью-Йорк)-   еврейский   поэт,   драматург, композитор-мелодист,  театральный  организатор,   режиссер,   актер. Основатель еврейского т-ра. Род. в семье часовщика, воспитавшего сына  в духе "просветительства". Был учителем,  занимался  журналистикой,  писал стихи и песни. Первые драматургич.  опыты  писателя  -драм.  этюд  "Цвей шхейнес" ("Две соседки")  и  бытовая  комедия  "Ди  муме  Сосье"  ("Тетя Сосье"). В 1876 Г. поселился в Яссах (Румыния), где  организовал  первую евр.  профессиональную  труппу.  С  этого  времени  развертывается  его многообразная театр.-драматургич. деятельность. Со своей труппой Г.  объездил  множество  городов  России  (в  т.  ч. Одесса, Харьков, Киев, Петербург, Москва).  После  запрещения  в  России евр. т-ра (1883) Г., назвав свою  труппу  "Немецкой  труппой",  играл  в Варшаве и ряде др. городов. Затем эмигрировал.  Жил  и  работал  в  США, Англии, Франции. С 1903 окончательно обосновался в Нью-Йорке. Г. сыграл крупную роль в истории становления и развития евр. т-ра как воспитатель целого поколения евр. актеров и как драматург. Г.- автор св. 40 многоактных и одноактных  комедий,  драм,  мелодрам,  оперетт.  Среди наиболее известных: комедия "Ди штуме  кале"  ("Немая  невеста",  1877), комедия-водевиль "Шмендрик" (1877),  мелодрама  "Ди  бобе  мити  эйникл" ("Бабушка  и  внук",  1879),  "Ди  кишеф-махерн"  ("Колдунья",  1879), фарс-водевиль  "Куне-лемлех"  (1880),  героико-романтич.   мелодрама "Шула-лис"  ("Суламифь",  1880),  оперетта  на  историч.  сюжет  "Доктор Альмасадо" (1882), народно-героич. драма "Бар  Кохба"  (1882),  пьеса  с пением "Ди центе гебот" ("Десятая  заповедь",  .1887),  комедия  "Тодрес Блоз"  (1888)  и  др.  Драматургия  Г.  содержит  элементы  евр.  нар. творчества, проникнута  юмором,  сатирич.  мотивами,  прославляет  живые человеческие  чувства  и   мысли.   В   спектаклях,   пост.   Г., комедийно-буффонные  и  гротесковые  элементы  евр.  нар.  т-ра  (иск-во бадхенов, бродерзингеров, представления типа Пуримшпиль;  см.  Еврейский театр  и  драматургия}  сочетались  с  реалистич.  характеристиками персонажей. С о ч.: Избранные драматические произведения,  Киев,  1940  (на  евр. яз.). Лит.: Ойслендер H., Еврейский театр (1887-1917), M.,  1940,  с.  7-40 (на евр. яз.); Добрушин И., Драматургия классиков, М., 1948. А. Шн.