ГОЛСУОРСИ
										ГОЛСУОРСИ (Galsworthy), Джон (14.VIII.1867, Кингстон-Хилл,-31.1.1933, Хэмпстед) - английский писатель и драматург. Юрист по образованию.  Лит. деятельность начал в 1897. Г.- крупнейший представитель критич. реализма в англ. лит-ре 20 в., автор серии романов, рисующих жизнь  бурж.  Англии конца 19 - нач. 20 вв. ("Сага о Форсайтах" и  др.)  и  27  пьес,  б.  ч. посвященных той же теме. Значит, влияние на драматургию, как  и  на  все творчество  Г.,  оказала  рус.  реалистич.  лит-ра  (Тургенев,  Толстой, Чехов). В 1932 Г. была присуждена Нобелевская пр. Пьесы Г., так же как и романы,  написаны  в  неторопливой,  по-вествоват.  манере.  Г.,  умный, объективный наблюдатель жизни, стремится улучшить, но не  изменить  мир. Гл. опасность своего века  он  видел  не  в  капиталистич.  строе,  а  в духовном вырождении англ. буржуазии. Уже  ранние  драматич.  произв.  Г. посв. острым социальным вопросам. Так,  в  пьесах  "Серебряная  коробка" (1906, "Корт тиэтр" Лондон), "Беглец" (1908), "Правосудие" (1910, т-р герцога Йорк-ского,  Лондон) писатель обличает несправедливость бурж. правосудия.  В  драме  "Борьба" (1909, т-р  герцога  Йоркского,  Лондон),  созданной,  под  воздействием творчества Горького, Г. впервые в англ. драматургии показывает стачечное движение, но финал пьесы проникнут пессимистич.  мотивами.  Герой  драмы "Толпа" (1914, "Гейети тиэтр", Манчестер) пытается бороться против англ. колониализма и погибает от самосуда. В пьесе "Беглянка" (1913) Г. рисует трагич. судьбу женщины, пытавшейся  пренебречь  бурж.  предрассудками  и доведенной до самоубийства. В пьесе "Мертвая  хватка"  ("Без  перчаток", 1920, т-р "Сент-Мартин", Лондон), построенной на остром конфликте  между представителями англ. аристократии и крупной буржуазии,  Г.  отходит  от присущего ему эпич. стиля, сатирически разоблачает грязное делячество  и корыстолюбие. Одна из лучших  драм  Г.-  "Джунгли"  (1924)  -  посвящена разоблачению англ. колониализма. В последних пьесах Г.  ощущается  отход драматурга от острых социальных проблем,  примиренческие  мотивы  (драма "Верность", 1922, т-р "Сент-Мартин") и др. Пьесы Г. впервые были пост. т.  н.  "репертуарными  т-рами"  Лондона, Бирмингема  и  Манчестера.  На  них  воспитывались  лучшие  англ. актеры-реалисты. Драма Г. "Серебряная коробка" шла в Малом т-ре (1925) и в др. рус. т-рах.  На  сов.  сцене  наиболее  популярна  пьеса  "Мертвая хватка". Соч.: Plays, L., 1929; в рус. пер.-Драмы и комедии. Ред.-сост. Л.  В. Хвостенко, вступ. ст. Ю. В. Ковалева, М., 1956. Лит.: Дьяконова Н., Голсуорси, М., 1960; S k e m p A. R.. The plays of Galsworthy, в кн.: Essays and  studies, IV, Oxf., 1913; Marrot Н. V., Bibliography of works of  Galsworthy,  L., 1928; его же, Life and letters of Galsworthy, L., 1935; Mottram  R.  Н., For some we loved., L., 1956. Э. Г.