ГОСЕТ
										ГОСЕТ (1926-30, 1932-38, 1942-46), Рабочий театр. Т-р им.  Я.  Купалы (1939 - 42), Гос. рус. театр БССР. Был гл.  режиссером  Иркутского  т-ра (1949-51), Т-ра им. Мукими (1951 - 53) и Рус. драм.  т-ра  им.  Горького (1953-54) в Ташкенте. С 1955 - гл. режиссер Рус. т-ра в Вильнюсе. Пост.: в ГОСЕТе - "Выстрел"  Безыменского  (1930),  "Вольпо-не"  Бена  Джонсона (1934),  "Фальшивая  монета"  Горького  (1937),  "Колдунья"  Гольдфадена (1941), в Вильнюсском т-ре - "Крылья"  Корнейчука  и  "Варвары"  (1955); "Крепость над Бугом" Смирнова (1956), "Тайфун" Цао Юя (1958),  "Битва  в пути" по Николаевой (1960, Гос. пр. Лит. ССР) и  др.  Г.  написал  драму "Великодушие" - о Парижской Коммуне, антифашистскую пьесу  "Урок  жизни" (1935, 1942, Т-р им.  Я.  Купалы).  Г.  с  1938  вел  педагогич.  работу (Белорус.  театр.  уч-ще,  Ташкентский  театр.  ин-т,  Вильнюсская консерватория). Е. X. ГбЛОС  -  звучание  голосовых  связок  гортани,  возникающее  при  их смыкании и периодич. колебаниях  под  воздействием  воздуха.  Издаваемые связками гортани звуки усиливаются и окрашиваются  в  т.  н.  надставной трубе (глотка, полость рта и носа), пре-образуясь у человека  в  речь  и пение.  Г.  характеризуется  объемом  (диапазоном),  высотой,  силой  и тембром, или окраской. Высота Г. зависит от  числа  колебаний  голосовых связок в секунду: чем больше число колебаний, тем выше Г.,  и  наоборот. Сила голоса определяется размахом, или амплитудой,  колебаний  голосовых связок. Чем больше амплитуда, тем Г. сильнее. Человек может  произвольно изменять как высоту, так и силу Г. Тембр  Г.  зависит  от  присоединения обертонов к осн. тону. Они могут быть гармоническими и негармоническими. Свойства  Г.  находятся  в  зависимости  от  возраста,  пола,  состояния здоровья и психики исполнителя.  Диапазон  детских  голосов  до  периода полового созревания (12-14 лет) возрастает постепенно до  l1  -l1  октав (см. Мутация}. Различают Г. разговорный и певческий, "непоставленный" (бытовая речь, пение необученного певца) и "поставленный" (сценич.  речь,  пение  проф. певца). В певческом Г. различают регистры - грудной, средний и  головной (фальцет). В пении необученных певцов регистры ясно различимы.  У  проф. певцов  Г.  выравнивается  в  процессе  обучения  на  всем  диапазоне  и становится  однородным  по  тембру.  Диапазоны  человеческих  голосов  в совокупности обнимают ряд звуков от ре большой октавы до ф а3. Мужские голоса  j Женские голоса  Голос  Число колебаний в 1 сек.  Голос  Число колебаний в 1 сек.  Бас ......  81-325  Контральто . . .  145- 690  Баритон . . .  96-426  Меццо-сопрано .  217-1034  Тенор ....  122-580  Сопрано .....  258-1304   Самый высокий по диапазону Г. взрослых - сопрано, самый низкий - бас. По  характеру  Г.  (за  исключением  басов)  делятся  на  лирич., лирико-драматич. и драматич. Кроме того, выделяют сопрано колоратурное и лирико-колоратурное (см. Колоратура) и тенор-ал ьтино. Басы  делятся  на высокие - кантанте, и низкие - профундо. В практике хорового пения особо низкие басы (до ф а  контроктавы)  называются  окта-вистами.  В  оперной практике  встречается  понятие  характерных  голосов  (напр.,  тенор  ди грациа, бас-буфф). В группе меццо-сопрано и басов иногда различают т. н. центральные Г., более низкие по  характеру  звучания,  чем  осн.  голоса данных групп (напр., меццо-сопрано, тяготеющее к контральто). См.  также Постановка голоса. Лит.: Р ж е в к и н С. Н.,Слух и речь в свете современных  физических исследований, 2 изд., М.-Л.,1936; М у з е-х о  л  ь  д  А."  Акустика  и механика человеческого  голосового  органа,  М.,  1925;  Егоров  А.  М., Гигиена певца, М., 1955; Канторович В., Что надо знать артисту  о  своем голосе, М., 1937.