ГОЛОВИН
										ГОЛОВИН,   Александр    Яковлевич    [17.11    (1.III).    1863, Москва,-17.IV.1930, г. Пушкин] - русский советский театральный художник, живописец. Нар. арт. РСФСР (1928). Академик живописи. В 1881-89 учился в Московском уч-ще живописи, ваяния и зодчества (сначала на архитектурном, затем на живописном отделении) у В. Д. Поленова, И. М. Прянишникова,  В. Е. Маковского. Во время поездок в Париж (1889, 1897) брал уроки у франц. импрессионистов - Бланша,  Колена  и  Мерсона.  Много  путешествовал  по Испании, Италии, Голландии, Норвегии и др. странам. С  1898  -  участник выставок "Мир искусства". Уже. в  ранних  станковых  работах  и  произв. прикладного  и  монументального  иск-ва  проявилось  стремление  Г.  к декоративности, яркой выразительности цвета.  Большое  значение  для  Г. имело знакомство с художниками Мамонтовской оперы.  Влиянием  творчества этих художников отмечены уже первые  театр.  работы  Г.:  "Ледяной  дом" Корещенко  (1900)  и  особенно  "Псковитянка"  (1901)  в  Большом  т-ре (Москва). Скупыми средствами реалистич.  живописи  Г.  передал  в  своих декорациях напряженный драматизм этих опер. С 1901 Г.- декоратор Петерб. императорских т-ров; оформил спектакли:  "Волшебное  зеркало"  Корещенко (1903),  "Золото  Рейна"  Вагнера  (1905)  и  др.  в  Мариинском  т-ре; "Антигона" Софокла (1906), "Дочь моря" (1905), "Маленький Эйольф" (1907) Ибсена и.др. в Александрийском т-ре. Этапной работой Г. были декорации к "Кармен" (1908, Мариинский т-р), в к-рых  Г.,  опираясь  на  собственные впечатления от поездок в Испанию, впервые на  рус.  сцене  создал  образ подлинной Испании - суровый  и  вместе  с  тем  романтически  красочный. Однако в ряде спектаклей, оформленных Г. в эти годы ("Волшебное зеркало" и  др.),  обнаруживается  отступление  художника  от  реалистических принципов.  В  последующее  время  выразит.  средствами  Г.  становятся праздничная  орнаментальность,  условная  декоративность,  виртуозная живописность. В этот период Г.  много  работал  с  В.  Э.  Мейерхольдом. Оформил пост. им спектакли: "У врат царства" Гамсуна (1908),  "Дон  Жуаш Мольера (1910), "Маскарад"  (1917)  в  Александрийском  т-ре;  "Орфей  и Эвридика"  Глюка  (1911),  "Каменный  гость"  Даргомыжского  (1917)  в Мариинском т-ре. Стремясь максимально приблизить актеров к зрителям,  Г. и Мейерхольд выносили действие на просцениум, располагая на заднем плане свободные живописные задники. Г. добивался органич. единства  художеств. оформления сцены и зрит. зала, уничтожая границу между  ними  с  помощью специальных лепных архитектурных порталов и тем самым вовлекая  зрителей в атмосферу спектакля. В работах Г.  обнаженная  условная  театральность (слуги  просцениума,  свет  в  зрит.  зале  и  т.  д.)  сочеталась  с эмоциональной образностью  оформления.  Так,  напр.,  в  "Маскараде"  Г. достигал  этой  образности  с  помощью  системы  занавесей,  цветовых  и световых контрастов задников, кулис, арлекинов, ритма причудливых  линий рисунков  орнаментов  и,  наконец,  искусно  вписанных  в  декорацию динамических живописных пятен костюмов. Высокие художеств. достижения  в декорациях к спектаклям периода 1908-17 сочетались, однако, с  известной односторонностью,  восприятием  Г.  спектакля   как   праздничного, романтически  приподнятого  зрелища.  После  Октябрьской  революции  Г. оформил спектакли: "Королева Мая" Глюка (1919),  "Соловей"  Стравинского (1919),  "Сольвейг"  Грига  (1922),  "Севильский  цирюльник"  (1924)  в Академич. т-ре оперы и балета, Петроград, и др. Наиболее значит,  работа Г. в сов. т-ре - оформление спектакля МХАТа "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927). В этом спектакле, пост. К. С. Станиславским,  Г.  создал праздничные, подлинно театральные по форме реалистич. декорации, глубоко раскрыв в этих декорациях идею  комедии.  Последняя  работа  Г.-  эскизы декораций к  спектаклю  МХАТа  "Отелло"  (1930).  Г.  принадлежит  серия портретов Шаляпина (в ролях Олоферна, Бориса Годунова,  Демона  и  др.), Далматова,  Варламова,  Мейерхольда  и  др.  Яркий  живописец,  тонкий колорист, замечат. мастер театр.  костюма,  Г.  был  первым  театральным художником, достигшим полной гармонии  декораций,  костюмов,  бутафории, реквизита. Спектакли с декорациями Г.,  показанные  в  Париже  во  время Дягилевских  сезонов  (1908,  1910),  оказали  сильное  воздействие  на развитие мирового театр.-декорационного иск-ва. Соч.:  Роль  художника  в  театре,  в  сб.:  Театрально-декорационное искусство в СССР 1917-X-1927, Л., 1927. Лит.: А. Я. Головин. Встречи и впечатления.  Письма.  Воспоминания  о Головине, Л.-М., 1960 (есть библиография); Маковский С. К., А. Я. Головин, "Аполлон",  1913,  ј4;  Соловьев  В., Головин как театральный мастер, "Аполлон", 1917, ј 1; Г о л л е р б а  х Э., А. Я. Головин. Жизнь и творчество. Л., 1928; Волков Н.,  Мейерхольд, т. 1-2, Л., 1929; его же,  Головин  на  театре,  "Рабис",  1930,  ј  20; "Маскарад" Лермонтова в  театральных  эскизах  А.  Я.  Головина,  М.-Л., 1941-1946; Каталог выставки произведений А. Я.  Головина,  М.-Л.,  1956; Коган Д., Головин, М., 1960. В. Бер.