ГЛЮК
										ГЛЮК  (Gluck),  Христоф  Виллибальд  [2.VII.1714,  д.  Эрасбах,  близ Берхинга (Верхний Пфальц в Баварии), - 15. XI. 1787, Вена] - композитор, крупнейший реформатор оперы 18 в. По национальности чех  (др.  версия  - немец). Детские и  юные  годы  жил  в  Чехии.  По  окончании  иезуитской коллегии в Комотау поступил в Пражский ун-т (1732), одновременно  изучал музыку. Его  учителем  был  известный  чеш.  композитор  и  органист  Б. Черногорский. В 1736 Г.  переехал  в  Вену,  в  это  время  он  уже  был разносторонним  музыкантом  -  певцом,  виолончелистом,  скрипачом, кла-весинистом, органистом и композитором. Позднее стал также дирижером. В 1737-45 жил в Италии, занимался композицией у Дж. Саммартини  (Милан). Здесь Г. написал "Артаксеркс" (1741) и  др.  мифологич.  оперы  в  жанре оперы-сериа (б. ч. на либретто П. Ме-тастазио). Эти  оперы  принесли  Г. известность,  ставились  при  его  участии  в  Дрездене,  Вене,  Праге, Копенгагене и. др. городах. С 1750 жил  в  Вене  (с  1754  -  придворный капельмейстер); периодически выезжал в Италию и в Прагу для пост.  своих опер. С Веной связано начало оперной  реформы  Г.  (оперы  на  либр.  Р. Кальцабиджи -"Орфей и Эвридика", 1762, "Бург-театр",  "Алъцеста",  1767, там же, "Парис и Елена", 1769, пост. 1770, там же), а также его работа в жанре  франц.  комич.  оперы  ("Меккские  пилигримы,  или  Неожиданная встреча", 1764, "Бургтеатр", Вена, и др.). Г.  способствовал  обновлению балета; в содружестве с  балетмейстером  Г.  Анджолини  он  стремился  к созданию драматически  оправданного  балетного  действия  ("трагический" балет "Дон Жуан", 1761, "Кернтнертортеатр", Вена). Оперная реформа Г. не получила поддержки у аристократич. публики Вены. В 1773 Г.  переехал  во Францию и в,обстановке пред-революц. обществ, настроение  завершил  свою реформу  муз.  театра.  Для  Парижа  им  были  написаны  оперы-трагедии "Ифигения в Авлиде" (по Ж. Расину, 1774),  "Армида"  (на  переработанный текст Ф. Кино, 1777), "Ифигения в Тавриде" (по Еврипиду, 1779), "Эхо и Нарцисс" (1779) и переработаны "Орфей и Эвридпка" (1774) и "Альцеста" (1776). Пост. в "Гранд-Опера". В Париже вокруг опер Г. развернулась страстная дискуссия,  отразившая обострение идейной борьбы во Франции накануне революции 1789. В нее были вовлечены  широкие  обществ,  круги  -  от  энциклопедистов,  решительно ставших на сторону Г. (Д. Дидро, Ж. Ж. Руссо, Ж. Д'Аламбер  и  др.),  до окружения  короля.  Ре-акц.  музыкальный  лагерь  отстаивал  жанры феодально-абсолютистского иск-ва - зрелищно-эффектную придворную  франц. оперу (ли-рич. трагедию) и  поверхностно-виртуозную  нтал.  оперу-сериа. Против Г. выступали Ж. Ф. Мармонтель и Ж. Ф. Лагарп. Парижское  общество раскололось на два лагеря - "глюкистов" и "пиччинистов" (по имени  итал. композитора  П.  Пич-чини,  приглашенного  в  Париж  противниками  Г.). Последние годы жизни Г. провел в  Вене,  где  начал  работу  над  оперой "Битва Герма-пика" по Ф. Т. Клопштоку. Один из  замечательных  представителей  века  Просвещения,  художник, отразивший идеологию "третьего сословия"  периода  созревания  антифеод, революц. сил, Г. в своем творчестве и теоретич. взглядах последовательно осуществлял и отстаивал передовые художеств. принципы.  Оперная  реформа Г. была связана с прогрессивными социальными  и  эстетич.  идеями  бурж. просветительства и родственна эстетике Г. Э. Лессинга, И. Винкельмана  и франц. энциклопедистов (в частности, Дидро). Для воплощения героич. идей Г. использовал тематику и образы древнегреч. мифологии, но в отличие  от господствующих муз.- театр. жанров лирич. трагедии  и  оперы-сериа,  где античные  сюжеты  служили  поводом  для  создания  пышного  раз-влекат. зрелища, холодных и жеманных "галантных)) страстей, Г. изменил трактовку античных образов. Он  воплотил  в  них  идеалы  гражданской  и  нравств. доблести, выдвигавшиеся глашатаями "третьего сословия". Г. отказался  от изображения трагич. бессилия человека перед  лицом  рока,  от  галантной любовной  интриги;  его  привлекали  высокие  этич.  принципы,  нравств. стойкость,  героизм.  Верность  и  бесстрашие  Орфея,  самопожертвование Альцесты, готовность Ифигении погибнуть  ради  блага  народа,  решимость Агамемнона поставить долг вождя выше чувства отца ("Ифигения в  Авлиде") - эти и подобные им темы определяют пафос героич. опер Г. Свои  эстетич. взгляды Г. изложил в посвящениях к операм "Альцеста", "Парис и Елена", а также в неск. журнальных  статьях.  Г.  считал  простоту  и  правдивость великими принципами прекрасного во всех произведениях иск-ва. Главное  в опере - ее драматич. содержание. В либретто Г. ищет "сильные страсти", в стихах - "язык сердца". Он  подчиняет  музыку  драме,  придает  мелодии, гармонии,  ритму,  оркестровке  драматургич.  осмысление,  психологич. выразительность. Г. преодолевает стандартное чередование замкнутых  арий и схематичных (т. н. "сухих", идущих под аккомпанемент одного клавесина) речитативов, органически объединяет арии, речитативы, хо-. ры и  большие сцены единой линией драматургич. развития. Оркестровое сопровождение его опер мастерски разработано,  драматически  действенно.  Большую  роль  в операх Г. играет гибкий, обладающий разнообразными оттенками  речитатив, мелодии арий носят простой, нередко песенный характер (в нек-рых из  них Г. использует нар. песню - австрийскую, чешскую, немецкую). Мелодика  Г. основана на естеств. интонациях муз. декламации и в то же время обладает чертами клас-сич. тематизма -  рельефностью,  четкостью,  законченностью строения. Г. отказывается от излишеств  самодовлеющей  вок.виртуозности, увеличивает роль  хора,  драматически  обосновывает  применение  балета. Увертюра приобретает у него программный 'характер  (вступительный  обзор содержания оперы); в "Ифигении в Тавриде" она непосредственно  вводит  в действие (картина спокойного, затем бушующего моря). Рационалистически обобщенный метод творчества Г. обусловил  известную отвлеченность  его  художеств.  образов,  отсутствие  в  них  яркой индивидуализации, нац. характерности и нек-рое однообразие  колорита.  В этом историч. ограниченность классицизма Г. Творчество  Г.,  отличающееся  передовой  идейной  направленностью  и большой художеств. силой, сыграло прогрессивную роль в  истории  музыки. На него ориентировались оперные композиторы эпохи франц. бурж. революции конца 18 в.- Л. Керубини,  Э.  Ме-гюль  и  др.  Большое  значение  имело творчество  Г.  для  развития  венской  классич.  школы,  Г.  явился непос-редств. предшественником Моцарта и Бетховена. Творчество Г. высоко оценили деятели рус. иск-ва - В. В. Стасов, А. Н. Серов и  прежде  всего М. И. Глинка. Соч.: Главные оперы Г. опубликованы в издании Breitkopf  und  Hartel, 1873-96. Письма - Lettres de Gluck et de Weber. Publiees par M. L. Nohl, P., 1870. Лит.: Соллертинский И., Глюк, Л., 1937; Ливанова Т., Музыкальная классика XVIII века, М.-Л., 1939; Роллан Р., Музыканты прошлых дней, пер. с франц., в его кн.: Собрание муз.-историч. соч., т. 4, M., 1938;Материалы и документы по истории музыки под ред. М. В. Иванова-Борецкого, т. 2, M., 1934; L e b 1 о n d G. M., Memoires pour servir a l'histoire de la revolution operee dans la musique  par  M.  le chevalier Gluck, P., 1781; T i e r-s o t J., Gluck, P., 1910, 4 ed.. P., 1919; M a r x A. В., Gluck und die Oper, Bd 1-2, В., 1863; Wotquenne A., Thematisches Verzeichnis der  Werke  von  Chr.  W.  von  Gluck.  Deutsch ubers., Lpz.-N. Y., 1904 (Добавления Liebeskind J., 1911); Einstein  A., Gluck, sein Leben, seine Werke, Z.-Stuttg., [1954]; Prod  'homme  J.-G., Gluck, P., 1948; T e n s с h e r t R., Christoph  Willibald  Gluck:  der grosse Reformator der Oper, Olten-Freiburg, 1951. A. X.