ГЛИЭР
										ГЛИЭР, Рейнгольд Морицевич [30.XII.1874(11.1. 1875), Киев,23.VI.1956, Москва]    -    советский    композитор,    дирижер,    педагог, музыкально-общественный  деятель.  Народный  артист  СССР   (1938). Музыкальное образование получил в Киевском муз. уч-ще (1891- 1894)  и  в Моск. консерватории, где учился по кл. скрипки у Н.  Соколовского  и  И. Гржимали и теории композиции у А. С. Аренского, С.  И.  Танеева,  М,  М. Ипполитова-Ива-нова,  Г.  Э.  Конюса  (1894-  1900).  С  1908  началась деятельность Г. как дирижера. С 1913 Г.- профессор, в 1914-20 - директор Киевской консерватории. В 1920- 1941 -  профессор  Моск.  консерватории. Автор 5 опер, в т. ч. "Шахсенем"  (1927,  Т-р  оперы  в  Баку,  в  новой редакции - там же, 1934), "Лейли и Меджнун" (совм, с Т. Садыковым, 1940, Т-р оперы в Ташкенте), "Рашель" по новелле Мопассана "Мадемуазель  Фифи" (соч. 1942), "Гюльсара" (совм. с Т. Садыковым, 1949, там  же);  балетов: "Хризис" по П.Льюису (соч. 1912),  "Египетские  ночи"  ("Клеопатра")  по Пушкину (соч.  1925),  "Красный  мак"  (Большой  т-р,  1927;  под  назв. "Красный цветок", 1957),  "Комедианты"  ("Большой  т-р,  1931;  в  новой редакции-"Дочь Кастилии", 1955), "Тарас  Бульба"  (соч.  1952),  "Овечий источник" (соч. 1954), "Медный всадник"  (1949,  Большой  т-р,  Ст.  пр. 1950),  многочисл.  симф.,  камерно-инструмент.  и  др.  соч.  Балет  Г. "Красный цветок"- первый балет на совр. революц. тему -  заложил  основу плодотворного развития сов. реалистич. балетного иск-ва. В своих балетах автор  обнаруживает  большую  чуткость  к  сценич.  ситуациям,  чутье хореографич. формы, тонкую музыкальную грацию. В своем творчестве Г. продолжал  реалистич.  традиции  рус.  классич. музыки. Музыка Г. привлекает  красивыми  напевными  мелодиями,  ясностью гармонич. языка, светлым жизнеутверждающим тоном. Глубокое изучение муз. творчества народов Азербайджана и Средней Азии определили значение Г. как активного строителя многонац.  муз.  культуры Сов. Союза. Произв. Г. оказали большое влияние на становление нац.  муз. т-ров Азербайджана и Узбекистана, содействовали росту  проф.  мастерства композиторов этих республик. Высокое мастерство,  простота  и  искренность  музыки  Г.  определили популярность его лучших произведений.  Г.  принадлежит  также  музыка  к спектаклям  "Царь  Эдип"  Софокла  (1921,  т-р  б.  Корша,  Москва), "Лисистрата" Аристофана (1923, Муз. студия MX AT), "Меловой круг" (1924, Моск.  драм.  т-р),  "Свадьба  Фигаро"  Бомарше  (1927,  MX  AT)  и  др. Педагогич. деятельность Г. сыграла  важную  роль  в  развитии  советской композиторской школы. У Г. учились: С. С. Прокофьев и Н.  Я.  Мясковский (в ранние годы), Л. Н. Ревуцкий, Б. Н. Лятошинский, А. А. Давиденко,  Н. П. Иванов-Радкевич, Н. П. Раков, Б. А. Александров, А. Г. Новиков и  др. Ст. пр. 1946, 1948. Лит.: СеженскийК., Р. М. Глиэр, 2 изд., М.- Л., 1940; Б э л з  а  И., Р. Глиэр, М., 1955. ГЛбБА, Андрей Павлович (р. 1888) - русский советский поэт, драматург. Ранние пьесы Г.-драматич. сцена "День смерти  Марата"  (1920),  трагедия "Фа-марь", водевиль "Любовь,  бакалавр  и  подмастерье  сапожного  цеха" (1923), комедия "Венчание Хьюга" (1924), трагедия-фаре "Петр-Петр" (1929), мелодрама  "Розита"  (1926, моек.  Камерный  т-р).  Наибольшей  известностью  пользуется  пьеса  Г. "Пушкин" - о последнем этапе жизни поэта (1937, Сталингр. и  Ярославский т-ры; 1949, Моск. т-р им. Ермоловой; 2-й авторский вариант, 1954,  пост. там же, бессменный исполнитель заглавной роли в Моск. т-ре им. Ермоловой - В. С. Якут). Г. принадлежит также пьеса  "Город  Глу-пов"  по  Щедрину (1932, Моск. т-р Сатиры). В 1958 в альманахе "Современная  драматургия", ј7,опубликована новая пьеса Г. "Русская дорога". Г. выступает также  как переводчик ("Пролитая чаша" Ван Ши-фу, 1951, Моск. т-р Сатиры). Соч.: Сборник пьес, [М.], 1922; Пушкин, Л.-М., 1937, М., 1954  (новая редакция).