ГЛАЗУНОВ
										ГЛАЗУНОВ,  Александр  Константинович  [29.VII  (10.VIII).  1865, Петербург,-21.III.1936, Париж]- русский  композитор,  дирижер,  педагог, музыкально-общественный деятель. Нар.  арт.  Республики  (1922).  Музыке начал обучаться  с  десятилетнего  возраста  под  руководством  домашних педагогов, в т. ч. Н. Елен-ковского. В 1879-81 Г. брал уроки гармонии  и сочинения у Римского-Корсакова. В 80-х гг. начал активную композиторскую деятельность, будучи участником "беляевского кружка" и находясь в тесном общении с композиторами  "Могучей  кучки"  и  Чайковским.  После  смерти Бородина Г. совместно с Римским-Корсаковым закончил оперу "Князь  Игорь" и по памяти записал увертюру к опере. Своими симф. и  камерными  произв. Г. завоевал выдающееся место в ряду рус. композиторов-реалистов конца 19 в. С 1888 выступал также как  дирижер;  гастролировал  во  мн.  странах. После Октябрьской революций продолжал муз. и  обществ,  работу,  являясь активным участником многих муз.-просветит.  мероприятий.  Творчество  Г. характерно своей народно-патриотич. направленностью, проявляющейся как в его  тематике,  так  и  во  всем  муз.  складе.  Муз.  язык  произв.  Г. обнаруживает глубокую связь с рус. народной  песенностью.  Подобном.  И. Глинке и  композиторам  "Могучей  кучки",  Г.  широко  отразил  в  своем творчестве и музыку западнославянских, восточных и др.  народов.  Музыка Г. проникнута здоровым, мужественным оптимизмом, полнотой жизнеощущения, отличается жизненным благородством и красотой формы, сочностью  мелодич. языка, богатством и яркостью колорита. Вместе с тем она  носит  на  себе печать  известной  самоуспокоенности,  созерцательного  отношения  к действительности. Осн. место в творч. наследии Г. занимают симф. соч. (8 симфоний, увертюры и  др.),  в  к-рых  композитор  продолжил  реалистич. традиции рус. муз. классики. Театральные жанры представлены в творчестве Г. тремя балетами и музыкой к драматич.  спектаклям.  В  своем  балетном творчестве Г. продолжил путь симфонизации бал ета,указанный  Чайковским; сделал балетную музыку определяющим звеном драматургии  балета.  Балетам Г.  свойственна  широта  симфонич.  размаха  и  сочная  декоративность оркестрового  письма,  мелодич.  красота  и  выразительность.  Благодаря сценич.  эффектности  и  красочному  разнообразию  музыки  большую популярность  завоевал  балет  Г.  "Раймонда"  на  сюжет  средневековой провансальской легенды (либр. М. Петипа и Л. Пашковой, 1898, Мариин-ский т-р, Петербург). Миниатюрный  одноактный  балет  "Барышня-служанка,  или Испытание  Дамиса"  (либр.  М.  Петипа  на  сюжет  картин  Ватто,  1900, Петербург, Эрмитажный т-р, нов. ред. 1924) представляет  собой  искусную муз.стилизацию франц. сентиментальных пасторалей 18  в.  и  построен  на старинных танцах, сочетающих национальные  франц.  и  рус.  элементы.  В балете "Времена года" (либр. М. Петипа, 1900, Петербург, Эрмитажный т-р) блестяще проявилось свойственное Г.  мастерство  оркестровой  звукописи; зимний пейзаж, вакханалия и др. эпизоды  относятся  к  лучшим  страницам русской музыкальной живописи. Г. - автор музыки к пьесам "Саломея" Уайльда (1908), "Царь Иудейский" Романова (1914), а также к драме "Маскарад" Лермонтова (1916), из  к-рой особенно популярен романс Нины. Г. принадлежат также,  кантаты,  хоры  и др. вок. соч. С 1899 Г.- профессор по кл. композиции, затем по кл. камер но-инстр. ансамбля,  в  1905-28  -  директор  Петерб.  (затем  Ленингр.) консерватории. Почетный доктор Кембриджского и Оксфордского ун-тов. Лит. соч.: Письма, статьи, воспоминания. Избранное, М., 1958. Лит.: О с с о в с  к  и  и  А.  В.,  А.  К.  Глазунов.  Его  жизнь  и творчество. 1882-1907, СПБ, [1907]; П [етровский] Е., О балетной  музыке А. К. Глазунова, "Русская муз. газ." 1907, ј 1; Глебов Игорь, "Раймонда" Глазунова "Еженедельник Гос. акад. театров", 1922, ј 9; Б е л я е  в  В. Александр Константинович Глазунов, т. 1, ч. 1, П., 1922 Асафьев  Б.  В., Глазунов, Избр. труды, т. 2, М., 1954 Федорова Г., А. К. Глазунов, М.Л., 1947; Глазунов, Исследования, материалы, публикации, письма, т. 1-2, Л., 1959. Л .М.