ГЕТЕ
										ГЕТЕ   (Goethe),   Иоганн   Вольфганг    (28.    VIII.    1749, Франкфурт-на-Майне,22.III.1832,  Веймар)  -  немецкий  поэт,  мыслитель, драматург. "Величайший немец", по  характеристике  Ф.  Энгельса,  смелый реформатор в науке и  в  иск-ве.  На  протяжении  всей  своей  жизни  Г. неустанно размышлял о судьбах нем. сцены, вел борьбу  за  создание  нац. театра, "обращенного к народу", содействующего объединению Германии.  Г. способствовал  развитию  нем.  драматургии,  реформировал  режиссерское иск-во, был одним из создателей европ. театр. эстетики нового времени. Г.  род.  в  состоятельной  семье;  получил  широкое  образование.  В студенческие годы  (1765-72)  Г.  резко  восстает  против  аристократич. ограниченности  и  условности  франц.  классицизма.  В  то  же  время значительное  воздействие  на  него  оказывают  философские  и  эстетич. воззрения франц. просветителей - Вольтера, Руссо, Дидро, высоко ценил Г. драматургию  Мольера.  Г.  объявляет  нар.  творчество  основой  всякого иск-ва, правду жизни-его главной целью. Идеальным писателем, воплотившим в  наибольшей  степени  народность  и  правду  ("природу"),  Г.  считает Шекспира, а  своим  непосредственным  учителем  в  эстетике  и  драме  - Лессинга. В Страсбурге, где Г. кончил ун-т,  он  сближается  с  молодыми "штюрмерами" (представителями движения "Бури  и  натиска"  -  Sturm  und Drang) И. Г. Гердером, Я. М. Р. Ленцем, Г. Л. Вагнером, утверждавшими  в области театр. иск-ва жанр свободной по форме тираноборческой  трагедии, в центре к-рой сильная личность,  восстающая  против  законов  общества. Свои взгляды на драматич. иск-во и т-р, во многом сходные  со  взглядами "штюрмеров", Г. выразил в ранних драмах, в речи "Ко дню Шекспира" (1771) и  в  романе  "Вильгельм  Мейстер"  (1-й  вариант  1-й  части  назывался "Театральное  призвание  Вильгельма  Мейстера",  1777-79).   Первые драма-тургич. произведения Г.- отрывок из трагедии "Вал-тазар" и комедия "Каприз влюбленного"  (1768)  -  написаны  в  духе  франц.  классицизма. Комедия "Сови-новники" (1769)  сочетает  элементы  классицизма  и  жанра семейно-бытовой драмы Лессинга. В 70-80-х гг. Г. пишет ряд комедий и  шуток  (фрагмент  в  народном  духе  "Свадьба Гансвурста" (1775), шутка "Триумф чувствительности" (1778)], осмеивающих дворянский сентиментализм, и сатиру на  прусское  правительство  "Птицы" (подражание Аристофану, 1780). Недовольство нем. бюргеров  и  нар.  масс феодальным строем Германии и сознание невозможности изменить  его  нашло отражение в драме Г. "Гецфон Берлихинген" (три варианта - 1771,  1773  и обработанный для сцены в 1832,  опубликованный  после  смерти  Г.).  Это первая немецкая  социально-историч.  пьеса,  в  к-рой  отчетливо  звучат мотивы просветительского гуманизма. Впервые  в  нем.  драматургии  здесь выведен на сцену народ: дана картина нар. бесправия и  нар.  возмущения. Устами мужественного "рыцаря свободы" Геца, воплощающего идею  штюрмеров о праве личности на свободу  и  независимость,  Г.  призывает  немцев  к борьбе с феод.  гнетом,  к  нац.  объединению.  Но  в  то  же  время  Г. развенчивает в Геце идеал сильной  личности,  прославляемой  штюрмерами. Трагедия написана с большим реалистич. мастерством, выдержана  в  манере историч. хроник Шекспира.  Менее  значительны  относящиеся  к  этому  же периоду: семейно-бытовая  драма  "Клавиго"  (1774)  и  "Стелла"  (1776), развивающая  тему  "Вертера".  Значительный  интерес   представляют относящиеся  к  тем  же  годам  драм.  наброски:  "Магомет"  (1772), "Прометей"(1775) и "Фауст" (первый прозаич. набросок известен под  назв. "Пра-фауст", 1771). В этих  отрывках  мятежные  духом  герои  взывают  к свободе, протестуют против угнетения. Последней крупной драмой,  близкой штюрмер-скому направлению, является  пронизанная  любовью  к  свободе  и резким осуждением нац. угнетения историч. трагедия  "Эгмонт"  (начата  в 1775, окончена в 1787).  Образы  Эгмонта  и  его  возлюбленной  Клары  - воплощение мужества, благородства, безграничной преданности народу. Своими штюрмерскими драмами Г. объективно поднимал нац.  самосознание немцев, призывал их к действию, но он  был  против  революц.  насилия  и хотел добиться гражданских свобод в рамках феодально-мо-нархич. строя. В 1775,  по  приглашению  герцога  Сак-сен-Веймарского,  Г.  переезжает  в Веймар, где вскоре занимает пост  первого  министра.  Здесь  формируются принципы его классицистич. эстетики, Г. далек  от  арастократич.  франц. классицизма 17-18 вв. Разочаровавшись  в  индивиду  алистич.  бунтарстве штюр-меров, Г. обращается к античности, в классицизме он ищет  выход  из противоречий феодального общества, от "немецкого  убожества",  к-рое  он ненавидел, и от революционных войн, к-рых боялся.  Г.  стремился  внести умиротворение в умы немцев, смятенные идеями франц. революции, утверждал мысль о целесообразности гармонии в природе и в  человеческом  обществе. Классицистич. воззрения Г. находят свое выражение в драмах и в трактатах об иск-ве, написанных в 80-90-е гг. Вместе с тем  и  в  этот  период  Г. остается  великим  гуманистом.  В  Веймаре  получают  развитие  его материалистич. воззрения, нашедшие выражение в эстетике, в теории т-ра и драмы. Г. утверждал, что иск-во призвано воспроизводить жизнь  реальную, а не мнимую. Просветительские тенденции  творчества  Г.  определили  его утверждение, что т-р должен  не  только  отражать  жизнь,  но  и  учить, нравственно воспитывать зрителей. Отсюда требовательность Г.  к  идейным качествам пьес, неприятие  им  пошлой,  поверхностной  драматургии.  Как руководитель придворного Веймарского т-ра Г. часто был вынужден идти  на компромисс и давать доступ на сцену мещанским драмам и мелодрамам А.  В. Иффланда, А. Ф. Коцебу и т. п. Увлечение  античностью  отчетливо  проявилось   в   режиссерской деятельности Г. ив его работе с актерами Веймарского т-ра. Взгляды Г. на сценич. иск-во изложены им в "Правилах для актеров" (1803). На сцене, по мнению Г., должно царить возвышенное и изящное. Спектакль  Г.  трактовал как движущуюся картину, подчиненную нормам античной пластики; от актеров он требовал регламентированной скульптурности поз и жестов,  фронтальных мизансцен, строго обусловленной мимики, напевного произнесения стихов  и т. д. Однако Г.-реалист постоянно вступал в противоречия с Г.-классиком. Добиваясь от актеров внешней гармонии, Г.  требовал  от  них  внутренней собранности, указывал на необходимость вживаться  в  роль.  Значительным вкладом Г. в театр. практику является  введение  им  в  Веймарском  т-ре застольных репетиций и занятий с актерами по  дикции.  Большое  значение придавал Г. также этич. воспитанию актеров, их культурному развитию. Классицистские  драмы  Г.,  как  и  его  ранние  штюр-мерские  драмы, насыщены  просветительским  гуманизмом.  Они  взывают  к  социальной справедливости, полны веры в силу человеческого разума. В  то  же  время пьесы веймарского периода были направлены на отвлечение внимания  немцев от практического решения назревших политич. вопросов. Идею революции  Г. подменяет идеей о духовном преобразовании человечества, путь  к  к-рому, по мнению Г., в этическом и эстетич. самосовершенствовании. В веймарский период созданы и завершены драмы: "Навзикая" (начата в 1786),  "Ифигения в Таъриде" (1787), "Клауди-на из Вилла Белла" (1788), "Эрвин и  Эльмира" (1788). Самое значительное из произведений этого  периода-  "Ифигения  в Тавриде", в к-рой Г., по замечанию Энгельса, пытается  бэясать  от  нем. общества своего  времени  в  гармонический  мир  античности.  Но  уже  в трагедии "Торквато Тассо" (1790) Г.-классицист вступает в столкновение с Г.-реалистом. Облеченная, как и "Ифигения", в гармонич. античную  форму, трагедия воспринимается как скорбная повесть о социальном неравенстве. К 90-м гг. относятся три драмы, свидетельствующие о  неприятии  Г.  франц. революции. Это  неоконченная  политич.  драма  "Мятежные"  (1792),  фарс "Гражданин генерал" (1793) и отрывок из трагедии "Побочная дочь" (1794). Величайшее творение Г.' -  трагедия  "Фауст",  к-рую  он  создавал  в течение 60 лет - с 1771 по 1832. В трагедии нашли отражение  философские и эстетич. искания Г., политич. идеи и общественные события рубежа  двух столетий. В 1-й части трагедии Фауст ищет ответ -  в  чем  смысл  бытия, каково предназначение  человека.  В  финале  трагедии  он  находит  этот ответсмысл жизни в деянии,  в  труде  каждого  для  всех.  Образ  Фауста наделен чертами  самого  Г.  Вместе  с  тем  это  фигура  символическая, воплощающая жизнь и борьбу  человечества.  Трагедия  "Фауст"  проникнута оптимизмом;  она  прославляет  неиссякаемые  творческие  силы  и  разум человека. Фауст умирает одиноким, непонятым, но он полон радостной  веры в светлое будущее человечества, призывает  людей  бороться  за  всеобщее счастье. В трагедии Г.  Фаусту  противостоит  дух  зла  и  разрушения  - Мефистофель, к-рый разоблачает "немецкое  убожество".  Во  второй  части "Фауста" Г. отказывается от классицистских устремлений,  утверждая,  что дух  античности,  гармония  несовместимы  с  противоречиями  нем.  феод. действительности. В 1811-31 Г. пишет мемуары ("Из моей жизни", "Поэзия и правда"), где дает интересный анализ драматургии  "Бури  и  натиска".  К 1825-30 относятся записи его разговоров с секретарем Эккерманом, в к-рых Г. высказывает свои мысли о природе сценич. иск-ва. Драмы Г. (всего им написано ок. 40 пьес)  не  имеют  богатой  сценич. истории, несмотря на их философскую глубину и поэтич.  достоинства.  Они малосценичны,  сложны  для  постановки.  Тем  не  менее  многие  из  них ставились в т-рах Германии и др. стран. Так, еще в  1802  была  пост.  в Веймарском т-ре "Ифигения в Тавриде", затем она шла в Лейпциге (1822), в Берлине  (1850),  в  Вене  (1900).  В  70-90-е  гг.  18  в.  ее  играл Мейнингенский  т-р.  Трагедия  "Клавиго"  также  впервые  была  пост.  в Веймарском т-ре в 90-е гг. 18 в., в 1830 она шла в Вене, в  40-70-е  гг. 19 в.-в городах Германии. Неоднократно  ставилась  на  сценах  различных т-ров мира с участием крупнейших актеров трагедия "Эгмонт",  к  к-рой  в 1810 Бетховен написал гениальную музыку. С большим успехом шел  "Эгмонт" и в России - в Малом т-ре в 1888, в  Александрийском  в  1887.  В  пост. Малого т-ра М. Н. Ермолова (Клерхен), А. И. Южин (Эгмонт), А. П. Ленский (Вильгельм Оранский) создали  образы,  проникнутые  высокой  гражданской патетикой. Советские артисты Ю.М. Юрьев, В.И.Качалов, М. И. Царев, В. Н. Аксенов  и  др.  исполняли  "Эгмонта"  с  муз.  Бетховена  (целиком  и фрагментарно) на сов. эстраде. "Хотя трагедия "Фауст" и не предназначалась для сцены*, 1-я часть  ее в 19-20 вв. неоднократно ставилась в Германии и др. странах, в т. ч. и в России, где прекрасными исполнительницами роли Маргариты были  Ермолова, Комиссаржевская.  На  нем.  сцене  "Фауст"  шел  в  постановках  крупных режиссеров:  Л.  Тика  (1829,  Лейпцигский  т-р),  К.  Иммермана  (1835, Дюссельдорфский т-р), Г. Фукса (1907, Мюнхенский художественный т-р), М. Рейнхардта (1909, Немецкий т-р, Берлин). В дни празднования 200-летия со дня рождения Г. (1949) в ГДР шли обе части "Фауста" в пост. Гамбургского т-ра  (Мефистофель  -  Грюнвальд).  Гениальная  трагедия  Г.  вдохновила композиторов на создание опер и симфонич. произведений. Ш. Гуно  написал на темы "Фауста" оперу "Фауст" (1859). Несмотря "на то, что "Фауст" Гуно лишь в незначительной степени передает идейную  концепцию  литературного первоисточника, крупнейшие  певцы  часто  приближали  своим  исполнением героев оперы к образам трагедии Г. В числе лучших  мировых  исполнителей ролей Маргариты, Фауста, Мефистофеля в опере Гуно -  рус.  певцы  А.  И. Нежданова, Л. В. Собинов, Ф. И. Шаляпин. Шаляпин воплотил также образ Мефистофеля и в другой опере на сюжет трагедии Г.-"Мефистофель" Бойто (соч. 1868). Г. принадлежит к великим деятелям  мировой  культуры,  боровшимся  за передовое прогрессивное иск-во. Этим он близок и  дорог  нем.  народу  и всему прогрессивному человечеству. Соч.: Собрание соч. в переводах русских писателей,  под  ред.  Н.  В. Гербеля, т 1-10, СПБ, 1878-1880; то же, под  ред.  П.  И.  Вейнберга,  2 изд., т. 1-8, СПБ, 1892-95; то же. юбилейное издание, под общей ред.  А. В. Луначарского и М. Н. Розанова,  т.  1-13,  M.,  1932-1949;  Гете  В., Статьи и мысли об искусстве. Сб. статей, Л.-М., 1936;  Die  dramatischen Dichtungen. Versuch einer Sammlung aller Au?erungen  des  Dichters  uber seine poetischen Werke, von H. G-. Graf, Bd 1-4, Frankfurt/M., 1908-11. Лит.: ЭккерманИ. П., Разговоры с Гете в  последние  годы  его  жизни. Пер., прим. и указатель Е. Т. Рудневой, [М.-Л.], 1934;  К.  Маркс  и  Ф. Энгельс об искусстве, т. 1-2, M." 1957; Льюис  Д.,  Жизнь  И  Вольфганга Гете, пер. с англ., под ред. А.  Н.  Неведомского,  СПБ,  1867;  Б  е  л ь-шовский А., Гете. Его жизнь и произведения, пер. с нем., под  ред.  П. И. Вейнберга, т. 1-2, СПБ, 1898-1908; Шахов А., Гете и его время. Лекции, 4 изд., СПБ, 1908; Вильмонт Н. Н., Гете. История его жизни и творчества, М., 1959; В u l t h a u p t H., Lessing, Goethe, Schiller, Kleist, 5  Aufl.,  Oldenburg, 1893; Torn i u s V, Goethe als  Dramaturg,  Lpz.,  1909;  Gregor  i  F., Goethe und das Theater, [Lpz.]. 1927; Wiese B.,  Die  deutsche  Tragodie von Lessing  bis  Hebbel,  Bd  1-2,  Hamb.,  1948;  V  o  se  r  H.  U., Individualitat und Tragik in Goethes Dramen, Zurich, [1949J; S e n g l e F., Goethes Verhaltnis zum Drama, B-, 1937; Knudsen H., Goethes Welt des Theaters, B., [1949]; Wahle J., Das Weimarer Hof theater  unter  Goethes  Leitung,  Weimar, 1892; Schiller F., Uber "Egmont". Trauerspiel von Goethe, в кн.: S с h i l l e r F., Gesammelte Werke, Bd 7, В., 1959, с. 410-419; его  же,  Uber "Iphigenie  auf  Tauris",  там  же,  с.  419-447;  Fischer  K.,  Goethes "Iphigenie", 2 Auf]., Heidelb., 1888; M e h r i n g F., Goethe:  Egmont, в его кн.: Zur Literaturgeschichte von Calderon bis Heine, [B., 1929]; P f e i-ffer J., Zum Faustbilde der Gegenwart, Gottingen, 1948; B u с h w a l d R."  Fuhrer  durch  Goethes  Faustdichtung,  Stuttg., [1949]; Petsch R.,  Einfuhrung  in  Goethes  "Faust",  3  Aufl.,  Hamb., fl949]; Bo h m W., Goethes Faust in neuer Deutung, Koln, [1949J. Г. Гур.