ГЕРШВИН
										ГЕРШВИН (Gershwin), Джордж (26. IX. 1898- 11.VII.1937) - американский композитор. Родился в Нью-Йорке, в  семье  выходцев  из  России.  Музыке обучался у Ч. Хамбитцера (фп.) и Р. Гольдмарка (композиция); брал  уроки у Э.Кинли. Композиторскую деятельность начал в 1916 как автор  музыки  к спектаклям. Первая оперетта Г. "В половине  девятого"  (1918)  не  имела успеха и быстро сошла со сцены. Последующие оперетты-"Л а, л а,  Люсиль" (1919), "Леди, будьте добры" (1924), "СГкей" (1925) и другие - строились по образцам модных ревю и пользовались большой популярностью.  В  начале 20-х  гг.  Г.  впервые  использует  негритянские  народные  мелодии  в одноактной опере "i35 улица" (1923),  близкой  по  характеру  к  бытовой драме. Однако эта опера не имела успеха у бродвейской публики, привыкшей к  легким  развлекательным  спектаклям.  Стремление  освободиться  от требований коммерч. эстрады, очистить муз. т-р от безвкусицы  и  штампов проявилось в опереттах Г. на сюжет Ф.  Кауфмана  и  М.  Рис-кина  "Пусть гремит оркестр" (1927) - сатире,  проникнутой  духом  антимилитаризма  и высмеивающей агрессивную американскую военщину, и "О тебе я пою"  (1931) - остроумной пародии на американскую демократию и избирательную систему. В  опереттах  Г.  задушевная  проникновенная  лирика  сочетается  с мелодическим своеобразием. В 30-х гг. Г. усиленно изучает историю, жизнь и иск-во  негритянского народа, в музыке к-рого, по  его  мнению,  заложены  истоки  амер.  нац. музыки. В 1935 Г. создал оперу "Порги и Бесс" (по пьесе Дюбоса и  Дороти Хейуард  "Порги"),  получившую  всеобщее  признание  как   глубоко гуманистическое  произведение.  В  последующие  годы  опера  с  успехом исполнялась во мн. странах (в СССР впервые пост. в 1945 коллективом ВТО, зимой 1955-56 исполнялась в Москве и Ленинграде труппой "Эвримен-опера", США). В "Порги и Бесс" Г. впервые в истории амер. музыки избирает  сюжет из жизни негров; в основе музыки - негритянский муз. фольклор  (блюзы  и спиричуэлс).  Оперу  Г.  отличает  яркость  и  контрастность  муз. характеристик  героев,  поэтичная  лирика,  острая  выразительность, напряженная динамика развития действия, естественность сценич. ситуаций. Развивая традиции балладной оперы как типичной формы амер. муз. т-ра, Г. широко пользуется красочным остроумным диалогом, муз.  разговорная  речь сочетается с развернутыми оперными формами - ариями, ансамблями, хорами. Опера отличается стремительными и разнообразными ритмами. В  этой  опере Г. изображает негров как беззащитный народ, не борющийся за свои  права, что снижает прогрессивное значение его произведения. Г. написал также оперетты, ставившиеся в нью-йоркских т-рах: "Розали" (1927), "Смешное лицо" (1927), "Драгоценная девушка" (1928),  "Безумная" (1930), "Пусть они едят кекс" (1933) и др.; музыку к  фильмам,  симф.  и др. соч. Был удостоен премии Пу-литцера (1932) и избран почетным  членом итал. муз. академии Санта-Чечилия. Лит.: "ГригорьевЛ. Г. иПлатек Я. М., Джордж Гершвин, М., 1956; К о  н е н В. И., Джордж Гершвин и его опера, "Советская музыка", 1959, .N"  3; Armitage M., George Gershwin, N, Y., 1938; Е w  е  n  D.  The  story  of George Gershwin, N. Y., 1945; GoldbergJ, George Gershwin, N,  Y.,  1958, Л. М.