ГЕРЦЕН
										ГЕРЦЕН (псевд. -Искандер), Александр  Иванович  [25.111(6.IV).  1812, Москва,  -  9(21).I.  1870,  Париж]  -  русский  революционер-демократ, философ-материалист, писатель.  Родился  в  семье  помещика.  В  1829-33 учился в Моск. ун-те. За революц. деятельность  подвергался  полицейским репрессиям: в 1834 был арестован и сослан  в  Пермь  (затем  в  Вятку  и Владимир, 1835-39), в 1841-42 был в ссылке в Новгороде. С  1847  жил  за границей.  Основал  в  Лондоне  "Вольную  русскую  типографию",  издавал альманах  "Полярная  звезда"  и  политическую  газету   "Колокол". Общественно-публицистическая  и  литературная  деятельность  Г.  сыграла огромную роль в развитии рус. обществ,  мысли  и  в  подготовке  русской революции. Творчество Г. связано с его философскими и  поли-тич.  взглядами.  Г. защищал принципы критич. реализма, отстаивал неразрывную связь иск-ва  с жизнью, считал литературу и  театр  политич.  трибуной  для.  пропаганды передовых идей, боролся с идеалистич. теорией "искусства для искусства". Интерес к т-ру, к вопросам развития сценич. иск-ва в России и за рубежом занимал видное место в эстетич. воззрениях и деятельности  Г.  В  период первой  ссылки  он  работает  над  двумя  "драматическими  опытами": прозаическим диалогом "Из римских сцен" ("Лициний", 1838)  и  сценами  в стихах "Вильям Пен" (1839). Обе пьесы не были завершены и никогда не шли в т-ре, но они представляют интерес как попытки  Г.  в  драматич.  форме развить идеи утопич. социализма, активно воздействовать на  формирование обществ, сознания. В ряде статей и высказываний Г. указывал  на  большое социальное и эстетическое значение театра,  называл  сцену  "парламентом литературы", "трибуной", "ею,-писал он,- могут разрешаться живые вопросы современности... Это не лекция, не проповедь, а  жизнь,  развернутая  на самом деле со  всеми  подробностями..  "  ("Дневник  1842-45",  Собрание сочинений, т. 2,1954,с.227). В статье "По поводу одной драмы" (из  цикла "Капризы и раздумье") Г.  называл  т-р  высшей  инстанцией  для  решения жизненных вопросов. По его мнению, в т-ре наиболее ярко проявляется сила непосредственного воздействия иск-ва на  самые  широкие  круги  публики. "Сцена всегда современна зрителю, она всегда отражает ту сторону  жизни, которую хочет видеть партер" (там же, с. 51). Г. высоко ценил лучшее, что было в рус.  т-ре  30-  40-х  гг.-  остро критич.  восприятие  действительности,  утверждение  прав  человеческой личности, призыв к борьбе против  насилия  и  тирании.  Он  выступал  за постановку пьес, отвечавших высокому гражданскому назначению т-ра, хотел видеть на сцене выдающиеся произв. рус. и  мировой  драматургии,  лучшие пьесы своих современников. Тесные дружеские отношения связывали Г.  со  мн.  крупными  деятелями рус. т-ра и прежде всего с М. С. Щепкиным. В 1844, для бенефиса артиста, Г. вместе с друзьями перевел пьесу "Новое средство платить старые долги" Мессинджера и принял деятельное участие в ее  пост.  в  Москве.  Горячую заинтересованность  Г.  проявил  к  работе  Тургенева  над  комедией "Нахлебник" (1848), создававшейся  специально  для  Щепкина.  На  основе одного из устных рассказов Щепкина Г. написал  повесть  "Сорока-воровка" (1846) о трагич. судьбе талантливой крепостной актрисы, ставшей  жертвой помещичьего произвола. В повести "Сорока-воровка" Г.  обнажает  пагубное влияние крепостничества на развитие иск-ва, ратует за  личную  и  творч. свободу деятелей сцены. Самого Щепкина  Г.  вывел  в  этой  повести  под именем "известного художника". Г. высоко  ценил  творчество  Щепкина.  В статье,  посвященной  его  памяти  (опубл.  в  "Колоколе",  1863),  Г. рассматривал Щепкина как  основоположника  рус.  сценич.  реализма:  "Он создал правду на русской сцене,- писал Г.,  -  он  первый  стал  н  е  т е-атрален на театре..." (Собр. соч.,  т.  17,  1959,  с.  268).  Называя Щепкина и Мочалова лучшими артистами из всех виденных им в России и Зап. Европе, Г. подчеркивал, что в их творчестве отразились духовные  силы  и талантливость, свойственные рус. народу: "Оба принадлежат к тем  намекам на  сокровенные  силы  и  возможности  русской  натуры,  которые  делают незыблемой нашу веру в будущность России" (там же,  с.  268-69).  Иск-во Щепкина  и  Мочалова  Г.  противопоставлял  холодному,  рассудочному творчеству  Каратыгина.  В  годы  революц.  эмиграции  Г.  высказал  ряд интересных суждений о франц. т-рев серии "Писем  из  "Avenue  Marigny"", публиковавшихся в "Современнике" (1847). Г. показал,  как  общий  упадок бурж, иск-ва вызывает разложение  и  опошление  т-ра,  где  безраздельно начинают  господствовать  мещанские  вкусы.  В  то  же  время  он  с болыпимуважением говорит о лучших традициях передового  франц.  т-ра.  В одном из "Писем из "Avenue Mari gny"" Г.  подробно  описывает  спектакль "Парижский тряпичник" в т-ре Порт-Сен-Мартен с Фред ериком-Л ем етром  в гл. роли, рассказывает о классич. спектакле  с  участием  Э.  Рашель  на сцене т-ра "Комеди Франсез". В "Посвящении" к одной  из  глав  книги  "С того берега" ("Посвящение" опубл. лишь  после  смерти  автора)  Г.  дает описание вдохновенного исполнения актрисой  Рашель  "Марсельезы"  в  дни революц. событий 1848. Театр.  взгляды  Г.  нашли  широкое  отражение  в мемуарах "Былое и думы" (1852-68) и на страницах "Колокола". Наследие Г.  имело  большое  значение  для  дальнейшей  истории  рус. сценич.  иск-ва.  Его  идеи  оказали  глубоко  плодотворное  влияние  на развитие демокра-тич. тенденций в рус. иск-ве, в т. ч. в рус. т-ре. Соч.: Собрание соч. в 30 тт., М., 1954-60; А. И. Герцен об искусстве, М., 1954. Лит.: Эльсберг Я., Эстетические взгляды Герцена. в сб.: А  И.  Герцен об искусстве, М., 1954. В. Пут.