ГЕНДЕЛЬ
										ГЕНДЕЛЬ (Handel), Георг Фридрих (23. II. 1685, Галле,- 14. IV.  1759, Лондон) -  немецкий  композитор.  Обучался  праву  в  ун-те  в  Галле  и одновременно изучал муз. дисциплины у  композитора  и  органиста  Ф.  В. Цахау. В 1696 впервые выступил в Берлине в качестве клавесиниста. В 1703 переехал в Гамбург, где был в то время единственный в  Германии  оперный т-р. Г. работал в оркестре т-ра скрипачом и клавесинистом. Значит.роль в творческом становлении Г. сыграло знакомство с  композитором,  певцом  и теоретиком И. Маттесоном и известным оперным композитором  Р.  Кейзером, руководившим гамбургской оперой. В  1705  на  сцене  театра  были  пост. первые оперы Г. "Альмира" и "Нерон". В 1706 Г.  уезжает  в  Италию,  где продолжает совершенствоваться как композитор и создает ряд новых опер, в т. ч. "Родри-го" (1707, Флоренция). Эта первая опера,  написанная  Г.  в итал. стиле, и опера Агриппина" (1709, Неаполь) прославили  его  имя  по всей стране. Пребывание в Италии и особенно в Неаполе, к-рый  был  одним из  центров  мировой  оперной  культуры,  оказало  важное  влияние  на формирование стиля Г.  С  1710  он  работал  в  Ганновере;  неоднократно посещал Англию,  куда  переселился  в  1717.  Еще  АО  этого  в  Лондоне ставились оперы Г., написанные  по  типу  итал.  оперы-сериа,  в  т.  ч. "Ринальдо" (1711), "Верный пастырь"  (1712),  "Тезей"  (1713),  "Амадис" (1715). В  1719  Г.  становится  во  главе  основанной  им  "Королевской академии музыки" (на открытии в 1720 исполнялась опера Г. "Радамист"). В этот период композитор обращается к темам героич. характера, пишет оперы "Юлий Цезарь", "Тамерлан" (обе в 1724) и др. Дальнейшая деятельность  Г. проходила в  борьбе  с  косностью  лридворно-аристо-кратических  кругов. Одновременно   существовала   буржуазно-демократическая    оппозиция, требовавшая отказа от  шаблона  оперы-сериа  и  утверждения  англ.  нац. оперы. После закрытия Академии (в 1728)  Г.  организовал  новую  оперную труппу, для к-рой создал оперы  "Лотарио"  (1729),  "Партенопа"  (1730), "Поро" (1731), "Эцио" (1732), "Орландо"  (1733)  и  др.;  он  привлек  к исполнению опер выдающихся итал. вокалистов. В 1733 труппа распалась.  В 1734-37 Г. писал  оперы  для  т-ра  "Ковент-Гарден":  "Ариадна"  (1734), "Ариодант" (1735), "Альцина" (1735), "Атланта" (1736), "Арминий" (1737), "Берениса" (1737) и др. После тяжелой болезни, перенесенной в 1737, Г.  отходит  от  оперного творчества  (последняя  опера  -  "Дейдамия",  1741)  и  посвящает  себя созданию ораторий, к-рые по своему  содержанию  и  монументальной  форме наиболее соответствовали устремлениям передовых  кругов  англ.  об-ва  и сделали Г. нац. композитором  Англии.  В  ораториях,  соединяющих  эпич. величественность  и  героику  с  ярким,  напряженным  драматизмом  и психологич. глубиной образов ("Самсон",  1743,  "Иуда  Маккавей",  1747, "Иевфай", 1752, и др.), получил полное выражение муз.-драматич. стиль Г. Композитор внес значительный вклад в развитие оперного жанра. Он обновил форму  арии,  сделал  ее  важным  средством  психологич.  характеристики персонажей.  Драматич.  действие  в  операх  Г.  связано  свободным, разговорно-мелодич. речитативом, что определяет их драм. выразительность и единство. После смерти Г. его оперы в течение двух столетий находились в забвении. В сер. 20 в. возник интерес к оперному наследию Г.  В  наст. время его оперы вновь входят в репертуар мн. т-ров Европы.  Г.  написаны также оперы "Флоринд", "Дафна"  (обе  пост.  в  1708,  Гамбург),  "Муций Сцевола" (1721), "Флоридант" (1721) , "Отгон" (1723),  "Флавий"  (1723), "Роделинда"  (1725),  "Сципион"  (1726),  "Александр"  (1726),  "Адмет" (1727), "Ричард" (1727), "Птоломей" (1728), "Джусти-но" (1737), "Ксеркс" (1738), "Юпитер в Аргосе" (1739), "Гименей" (1740),  балет  "Терпсихора" (1734), неск. масок, пасторалей и др. соч. Лит.: Грубер Р. И., Гендель, М., 1935;  его  же,  Гендель  в  России, "Советская музыка",! 959, ј 4; Р о л л а н Р., Гендель, Собр.  соч.,  т. 17, Л., 1935; П л а т е к Я. М., Григорьев Л. Г.,  Г.  Ф.  Гендель,  М., 1958; ChrysanderF., (т. F. Handel, Bd 1-3, 2 Aufl., Lpz.,  1919;  Flower N., Georg Friederic Handel..., L., 1947; W o I f H. С h., Die Handeloper auf der modernen Buhne, Lpz., 1957, ff, Kon.