ГЕЙНЕ
										ГЕЙНЕ (Heine), Генрих (13. XII. 1797,  Дюссельдорф,-  17.  II.  1856, Париж) - немецкий поэт, публицист и критик. Род.  в  семье  коммерсанта. Получил филологич. и юридич. образование в  Боннском,  Гет-тингенском  и Берлинском ун-тах (1819-25). Решающее воздействие на  политич.  развитие Г. имели идеи Великой франц. революции. Юность Г.  совпала  со  временем жестокой  политич.  реакции  в  Германии,  наступившей  после  падения Наполеона. В начале 20-х гг. Г. примыкал к поэтам-романтикам, но  уже  с "Книги  песен"  (1827)  он  начинает  критически  относиться  к  нем. романтизму. Все творчество Г. направлено против феодальной  реакции.  Г. выступал как  сатирик,  памфлетист,  поэт-трибун,  критик-публицист.  Он клеймил  жесто'  ких  правителей,  угодливых  министров,  продажных церковников, тупую военщину, жалких  немецких  филистеров.  Нем.  власти преследовали поэта, запрещали его книги, лишали работы. В  1831  Г.  был вынужден эмигрировать во Францию, где и оставался до конца своих дней. В Париже  Г.  вступил  в  содружество  "Моло-дая  Германия"(лит.  группа радикальной бурж. интеллигенции), увлекался утопич. социализмом. В  40-е гг.  Г.  сблизился  с  Марксом.  В  своих  по-этич.  и  публицистич. произведениях Г.  разоблачал  бурж.  франц.  общество,  его  делячество, ханжество, жажду наживы. Социальный протест Г. звучал не только в стихах и прозе, но и в его драмах, в кри-тич. статьях об иск-ве. Г. -  автор  2 романтических трагедий: "Альмансор"  (1820,  единственное  представление состоялось в Брауншвейге в 1823) и "Вильям Ратклиф" (1822, в Германии не ставилась). На сюжет "Вильяма Ратклифа" написал одноименную оперу Ц. Кюи (1869, Мариинский т-р, 1900 - Моск. частная опера С. И. Мамонтова).  Обе пьесы сценически несовершенны, но  сильны  гражданским  пафосом.  В  них звучит  гневный  протест  против  насилия,  феод.  гнета,  клерикализма, бесправия неимущих классов. В "Ратк-лифе" реалистически изображены  люди из низов, отверженные, даны контрастно нищета и богатство. В 1846-47  Г. сочинил  2  балетных  либретто  "Богиня  Диана"  и  "Доктор  Фауст", пародирующих античный миф и  трагедию  Гете.  Обе  "танцевальные  поэмы" написаны  по  заказу  т-ра  Лемплея  (Лондон),  но  не  ставились.  К неосуществленным  драматургич.  замыслам  Г.  относится  лит.  фрагмент "Летучий голландец" (напечатан в книге Г. "Салон", 1834). Этот  фрагмент лег в основу либретто оперы Р. Вагнера "Летучий голландец" (1843). Г. пристально  следил  за  театр.  жизнью  Германии  и  Франции;  его интересовали проблемы драматургии, сценич. иск-ва, опера и балет. К 20-м гг. относятся статьи Г. о совр. драматургии: о трагедиях "Смерть  Тассо" Сметса (журнал "Зритель", Берлин, 1821), "Струнзе" Беера (газета "Утренний листок", Мюнхен, 1828).  В  1836  в Гамбурге вышла книга Г. о нем. романтизме "Романтическая школа".  В  ней Г. затрагивает и вопросы драматургии, говорит о значении для  нем.  т-ра произв. Лессинга, Гете, Шиллера, анализирует драматургию романтиков  (Л. Тика  и  К.  Брен-тано),  дает  уничтожающую  оценку  слезным  драмам  и комедиям. В письмах Г. "О французской сцене" (1837) и в книге  "Лютеция" (1844) содержатся высказывания о совр. Г. франц. драматургии, об опере и балете, анализируется игра крупнейших франц. актеров.  О  муз.  т-ре  Г. писал также в  статье  "Альберт  Манфессель"  (1823)  и  в  рецензии  на "Гугенотов" Мейер-бера (1838). В 1838  Г.  создал  свой  известный  труд "Девушки и женщины Шекспира", характеризующийся глубиной проникновения в образную систему великого англ. драматурга. Размышления Г. о драматургии заключены также  в  его  письмах  к  друзьям  (1820-51).  Г.-критик  вел непримиримую борьбу с пошлостью в театр. иск-ве. Надуманным пьесам А. В. Иффланда и А. Ф. Коцебу он противопоставлял "гениальную  самобытность  и непосредственность"  великих  творений  античных  драматургов  (особенно Аристофана), Шекспира  и  нем.  классиков.  Г.  отвергал  в  иск-ве  все реакционное, отживающее,  восставал  против  ходульности,  напыщенности, фальши, "традиционной неестественности" в драматургии и актерском иск-ве франц. классицизма. В драмах романтиков и в романтич. т-ре он  отстаивал прогрессивные  тенденции:  воинствующий  демократизм,  народность,  но критиковал нем. романтизм  за  идеализацию  средневековья,  за  уход  от реальной  жизни  и  политич.  борьбы  в  мир  фантазии  (см.  статью  Г. "Романтика", 1820). Г. требовал от театр. иск-ва  "вольного,  искреннего чувства". Он утверждал идею создания подлинно демократич.  и  реалистич. народного т-ра, выражающего передовые тенденции своего времени. Статьи и критич. исследования Г. о т-ре занимают видное место в  истории  мировой эстетики. Соч.: Собрание сочинений. В 10 тт., под общ. ред. Н. Я.  Берковского, пер.снем., [MJ, 1956-1959; Gesammelte Werke in 6 Bde, В., 1951. Лит.: Д е и ч А., Гейне и театр. М., 1956; S с h m  i  d  t  E.,  Der Dramatiker Heine, "Frankfurtergeneralanzeiger", 1899, ј 292; P fohl  E., Heines Dramen, "Das Literar. Echo", 1901, 2. Jahrg.; Schmitlibann N., H. Heine und das Theater, "Masken", 1906, l. Jahrg.; Mutzenbecher H., Heine und das Drama, Bonn, 1914. Г. Гур.