ГАСАНОВ
										ГАСАНОВ,  Готфрид  Алиевич  [р.  18.IV(1.V).  1900]-  дагестанский советский композитор. По нац. лезгин. Засл. деят.  иск-в  РСФСР  (1960), засл. деят. иск-в Даг. АССР  (1943).  Депутат  Верх.  Совета  Даг.  АССР 2-з-го созывов. В 1926 окончил Ленингр.  консерваторию  по  кл.  фп.  М. Бариновой. Был одним из организаторов  первой  в  Дагестане  музыкальной школы (1926, Буйнакск). В 20-30-х годах выступал как пианист  и  работал педагогом в Махачкале, Самаре и Ленинграде; с  1935-худ.  рук.  ансамбля песни и пляски Даг. АССР. Композиторскую деятельность начал в конце 20-х гг. как автор обработок нар. песен и музыки к спектаклям Драм. т-ра  им. Горького  (Махачкала).  В  1937  Г.  создал  первую  дагестанскую  оперу "Хочбар" (либр. Н. В.  Капиевой  по  народной  легенде),  основанную  на лит.-муз. фольклоре Дагестана. С 1943  Г.-зав.  муз.  частью  Кумыкского т-ра драмы; написал музыку ко мн. спектаклям  т-ра,  в  т.  ч.  "Хочбар" (1933), "Айгази"  (1943)  Салаватова,  "Анда-лал"  М.  Хуршилова  и  др. Одновременно  работал  также   над   детским   балетом   "Карачач" ("Черноволосая"), к-рый был  с  большим  успехом  поставлен  коллективом Махачкалинского дома пионеров  (1945),  и  муз.  комедией  "Юрек  Сюйсе" ("Если сердце захочет", соч. 1947). В  1959  закончил  работу  над  муз. комедией "Терек тюпде" ("Под деревом"), выдержанной  в  стиле  народного муз. спектакля. Г. также  принадлежит  ряд  симф.,  камерно-инструмент., вок. соч., музыка к фильмам, муз.-теоретич. работы и др. Воспитал плеяду талантливых сов. музыкантов (С. Агабабов, Л. Есипо-ва, Ф.  Лошакова,  Ш. Чапаев, К. Алескеров и др.). Лит.: Говоров С." Г. А. Гасанов, Махачкала, 1949. ГАСКАРОВ, Файзи Адгамович (р. 21.X.1912)  -  башкирский  советский балетмейстер, либреттист. В 1932  окончил  хореографич.  уч-ще  Большого т-ра (Москва). С 1932 года - педагог  и  балетмейстер  башкирского  т-ра драмы (Уфа); в 1934-37 - руководитель башк. студии Ленингр. хореографич. уч-ща. В 1938 создал в Уфе Ансамбль нар. танца и с тех пор является  его руководителем. Пост. более 50 оригинальных  танцев  ("Три  брата",  "Мой мотылек",  "Дружба",  "Подарок",  "Старый  Баик",  "Жених").  В  1949-50 работал балетмейстером в т-ре оперы и балета в Казани.  Пост.  балеты  - "Доктор Айболит" Морозова, "Зюгра" Жиганова, "Коппелия" Делиба.  Написал либретто балетов: "Зюгра" (муз. Н.  Жиганова),  "Весенние  ветры"  (муз.  Н.  Пейко  по одноименному роману К. Наджми), "Горная быль", "Журавлиная песнь" и  др. Автор книги "Башкирские танцы" (1958). Д. Б. ГАСКОЙН (Gascoigne), Джордж [1542(?)-77]  -  английский  поэт,  драматург.  Один  из  зачинателей драматургии эпохи Возрождения,  перенесший  на  англ.  почву  достижения итал. гуманистич. драматургии. Учился в Кембридже и в лондонской юридич. школе Грейз-Инн, в к-рой впоследствии преподавал. Г. принадлежит перевод "Подмененных" Ариосто и "Иока-сты" Дольче. "Подмененные" явились  первой комедией в прозе, а "Иокаста" - одной из первых трагедий  на  англ.  яз. (написана белыми стихами). Обе  пьесы  пост.  в  1566  в  Грейс-Инн.  Г. написал также  "трагическую  комедию"  "Зерцало  правительства"  (t575). Принимал участие в  организации  театр.  празднества  в  честь  королевы Елизаветы в 1575. Л. А. ГАСМАН  (Gassman),  Витторио  (р.  1.IX.1922)  - итальянский актер и режиссер. Учился в ун-те и в римской  Нац.  академии драм. иск-ва. В 1943 начал проф. сценич. деятельность как актер в театре "Одеон" (Милан). В 1944-48 работал в различных  труппах;  в  1948-49-  в труппе реж. Л. Висконти, исполнял роли Орландо,  Троила  ("Как  вам  это понравится"  и  "Троил  и  Крессида"  Шекспира),  Стенлея  Ковальского ("Трамвай, называемый желание" Уильямса) и  др.  Работая  гл.  обр.  под руководством Висконти, Г. вскоре становится одним из крупнейших  актеров Италии.  Обладая  большим  трагедийным  дарованием,  он  с  благородной сдержанностью и тонкой проникновенностью играет свои лучшие роли:  Орест (о. п. Альфьери), Гамлет и Отелло; Эдип ("Царь Эдип" Софокла). В 1949  в Каире Г. впервые выступил как режиссер, осуществив пост. "Привидений". В 1950 создал (вместе с Т. Саль-вини)  собственную  труппу  под  названием "Национальный т-р", реорганизованный им (совм. с Л. Скуарциной) в 1952 в "Т-р итальянского иск-ва". В этом т-ре  Г.  пост.  спектакли:  "Ромео  и Джульетта", "Гамлет" (совм. с  Скуарциной),  "Отелло";  "Персы"  Эсхила, "Царь Эдип"; "Кин, или Гений и беспутство" Дюма-отца, "Игрок"  Бетти,  и др. В сезон 1959-60 по инициативе  Г.  начал  деятельность  "Итальянский народный т-р" в Риме  (первый  спектакль  -  "Адельгиз"  Мандзони).  Для актерского  и  режиссерского  творчества  Г.  характерны  романтические тенденции. Г. принадлежат статьи по вопросам т-ра, в к-рых он  выступает за создание постоянных т-ров, за  целостность  актерского  ансамбля,  за утверждение иск-ва режиссера - интерпретатора замысла драматурга. С 1947 Г. снимается в кино (в фильмах "Горький рис", "Война и  мир"  -  Анатоль Курагин, "Рапсодия" и др.). Ал. С.