ВЫСПЯНСКИЙ
										ВЫСПЯНСКИЙ,  Выспяньский  (Wyspianski),   Станислав   (15.1.1869, Краков,28.XI.1907,  там  же)-  польский  поэт,  художник,  драматург, реформатор театра. Родился в Кракове в семье скульптора Ф.  Выспянского. Воспитывался  у  своей  тетки  Я.  Станкевич,  в  доме  к-рой  постоянно встречались виднейшие деятели польского иск-ва того  времени.  Здесь  он встретился с художником Я. Матейкой и вскоре стал его любимым  учеником. В. с ранних лет интересовался драматургией и т-ром и  уже  в  гим-назич. годы  глубоко  изучал  произведения  польской  клас-сич.  драматургии, античных авторов, Шекспира и Шиллера.  В  1887,  по  настоянию  Матейки, совершил  поездку  по  Галиции,  где  познакомился  с  памятниками  нар. творчества. Это имело важное значение для  последующей  деятельности  В. После окончания Краковской школы изящных иск-в (1887-90) В.  ок.  4  лет жил в Париже, изучая мировое иск-во. В 1894 вернулся в Краков. Творчество В. глубоко патриотично и в то же  время  противоречиво.  В нем отразились мучительные поиски  выхода  из  сложного  круга  обществ, коллизий.  Произведения  поэта-драматурга   проникнуты   беспощадным критицизмом,  направленным  против  власти  мертвого  прошлого,  против убаюкивающих легенд о  былом  величии  Польши.  В.  выступает  и  против пережитков "мессианизма", романтич.  эпигонства,  связанного  с  мистич. концепциями   об   особом   предназначении   Польши,   и    против буржуазно-мещанского  меркантилизма.  Он  стремится  возродить  подлинно прогрессивные нац.-демократич. традиции, восходящие  к  лучшим  образцам романтич. польской поэзии и драмы. Остро скептически, враждебно относясь к бурж. мещанскому окружению, В.  в  то  же  время  не  смог  увидеть  и по-настоящему оценить той обществ, силы, с к-рой  только  и  могла  быть связана в его эпоху успешная борьба за социальное  и  нац.  освобождение польского  народа,-  рабочего  класса  Польши.  Это  в  конечном  счете предопределило глубокую трагичность творчества В., его  слабые  стороны, сказавшиеся  в  сближении  отдельных  мотивов  пьесы  с  идеалистич. символистскими концепциями. Вместе с тем  в  своих  основных  идейно-худ ожеств. устремлениях В. противостоял реакционным  установкам  "искусства для  искусства",  находившим  свое  выражение  в  деятельности  "Молодой Польши", в частности в драматургии С. Пшибышевского. В. был богато и  разносторонне  одаренным  художником,  работавшим  с огромным успехом в различных областях иск-ва (писал стихи и  пьесы,  был живописцем, графиком, занимался* художеств. оформлением предметов  быта, оставил замечат. образцы витражной  росписи,  был  скульптором,  автором оперных либретто). Однако именно искусство т-ра, синтетическое по  своей природе, стояло в центре его художеств. интересов. Стремясь  к  созданию нового монументального органич. художеств. стиля, В. мыслил  его  прежде всего как стиль, объединяющий достижения различных видов иск-ва, и здесь т-р открывал большие возможности. Мечтая об "огромном театре",  о  к-ром он не раз писал и говорил, В. не оставлял без внимания ни одного участка театр.  деятельности,  начиная  с  драматургии  и  кончая  проектами реформирования сценич. площадки, выступал как режиссер и  декоратор.  В. стремился  к  поэтич.  т-ру,  неразрывно  сочетающему  слово,  музыку, актерскую игру, единое по замыслу пространственное решение, подчиняющему этому замыслу и живописно-пла-стич. сторону спектакля, и ритм  действия, и  звучание  слова,  и  поведение  актера.  Реформа  сценич.  иск-ва, осуществлявшаяся В., частично предвосхищала искания режиссеров 20  в.-Г. Крэга, А. Аппиа, М. Рейн-хардта и др.  Однако  В.  всегда  была  глубоко чужда и враждебна, напр., теория Крэга об актере-сверхмарионетко. Драматургия  В.  неразрывно  связана  с  традициями  нар.  иск-ва,  с творчеством А. Мицкевича. Примечательно, что в одной из  своих  наиболее значительных пьес - "Освобождение" (1903), В., выступая против Мицкевича как глашатая "мессианизма", в то же время по всему строю  художественных образов примыкает к традициям его "Дзядов" и делает главным  действующим лицом пьесы героя этого произведения - Конрада. В своих исканиях единого героич. монументального стиля В.  обращается к античности. Этим объясняется создание им драм  на  сюжеты  древнегреч. мифологии  -  "Мелеагр"  (1893),  "Протес  илай  и  Лаодамия"  (1899), "Ахиллеида" (1903), "Возвращение Одиссея", (1907). В нек-рых драмах  В., посвященных совр. польской действительности ("Проклятие", 1899, "Судьи", 1907), звучит тема рока  древнегреч.  трагедий.  Особо  приметное  место занимают в творчестве В.-драматурга произведения на сюжеты  из  польской истории  -  от  древнейших  времен  до  событий  сравнительно  недавнего прошлого - "Варшавянка" (1898),  "Ле-левель"  (1899),  "Легион"  (1900), "Болеслав Смелый" (1900), "Ноябрьская ночь" (1904),  "Скалка"  (1907)  и др. В этих пьесах В. показывает несостоятельность  культа  героики,  как героики  жертвенности.  Однако,  бунтуя  против  мистики  романтич. эпигонства,  В.  сам  был  неоромантиком,  порою  сочетавшим  трезвую  и беспощадную  критику  действительности  с  громоздкими  и  отвлеченными символистскими построениями. Реальные  персонажи  современности  или  историч.  прошлого  порой действуют в  пьесах  В.  рядом  с  персонажами  фантастическими.  Напр., польские повстанцы 1830 встречаются в драме "Ноябрьская ночь"  с  богами греч. Олимпа, а в пьесе "Акрополь" герои античных мифов действуют вместе с библейскими персонажами. Тем не менее в лучших  произведениях  В.  ,за самыми фантастич. образами отчетливо ощущается реальная  жизнь.  Так,  в пьесе "Свадьба" (1901), пользующейся  большой  популярностью,  в  основу к-рой  положено  действительное  событие,  В.  показал   различных представителей  польского  общества  того  времени  (холопа,  ксендза, городского интеллигента) во взаимодействии с фантастич. персонажами (шут Станчик,  Вернигора,  Хохол).  В  этой  пьесе  В.  сурово  осудил  отрыв интеллигенции от народа; в ней парадоксально, но  органично  соединились черты памфлета и  поэтич.  сказки,  отчетливо  обнаружилась  близость  к традициям фольклора, в  частности  нар.  кукольного  театра  -  "шопки". Подвергая критике высшие слои общества за их  инертность  и  эгоизм,  В. вместе с тем не связывает борьбу за нац.  освобождение  с  борьбой  нар. масс (как писала передовая польская критика, В.  не  пригласил  на  свою "свадьбу" рабочего). Отсюда трагич. мотивы в "Свадьбе" и в других пьесах В. Многие пьесы  В.  были  впервые  пост.  на  сцене  Краковского  т-ра: "Свадьба"  (1901),  "Освобождение"  (1903),  "Болеслав  Смелый"  (1903), "Ноябрьская ночь" (1908) и др. В Народной Польше пьесы В. широко входят  в  репертуар  (в  1957  был объявлен "Год Выспянского"). В числе спектаклей, пост. в конце 50-х гг.: "Освобождение" (1957, Т-р им. Словацкого, Краков; 1958, "Т-р  Народовы", Варшава), "Варшавянка"  (1957  "Т-р  Бельки",  Ченстохова),  "Проклятие" (1957, Т-р им. Л. Сельского, Тарнов), "Болеслав Смелый" (1958, "Т-р Клясычны", Варшава), "Ноябрьская ночь" (1956, "Т-р Новы", Лодзь; 1960, "Т-р Польски", Варшава). В пост. пьес  В.  участвовали  крупнейшие польские актеры и режиссеры: Е. Моджеевская, С. Высоцкая,  И.  Сольская, Л. Сольский, К. Адвентович, А. Зель-верович, С.  Ярач,  Ю.  Остэрва,  Л. Шиллер, Ю. Венг-жин и др. Пьесы В. ставились и  за  пределами  Польши.  В  исполнении  польских актеров они шли в Москве  ("Свадьба"  в  1916,  "Сид"  в  1954),  Киеве, Лондоне, Париже, Загребе, Нью-Йорке. "Свадьба" шла в переводе на  франц. яз. в Париже (1923, Т-р "Ар э аксьон"), "Варшавянка" и  "Судьи"  шли  на нем. яз. в Вене (1910, "Интимес театр"), "Варшавянка"-на чешском  яз.  в Праге (1906) и т. д. Соч.: Dziela, t. 1-8,  Warsz.,  1924-1932;  Dziela  zebrane,  t.  l-, Krakow, 1958 - (изд. продолж.); в  рус.  пер.  -  Ме-леагр  и  Аталанта. Трагедия, пер. с польского Евг. Тропов-ского, СПБ, [б. г.];  Варшавянка, пер. с польск. В. Высоцкого, М., 1906. Лит.: Станислав Выспянский и художники его времени. Каталог выставки. Москва, июнь - июль 1958 г., М., 1958; Wyspianski i teatr. 1907-1957. Praca zbiorowa wydana przez  Teatr  im J. Slowackiego w Krakowie, Krakow, [s. a.]; C y p  s  А.  В.,  Stanislaw Wyspianski na tle swego teatru, [s. l.], 1921; Borowy W., Lazienki a "Noc listopadowa" Wyspianskiego, Warsz.,  191Я; "Pamietnik teatralny", Warsz., 1957, Rok VI, zesz. 3-4; Wyka K., Legenda i prawda "Wesela",  PIW,  [Krakow,  1950]:  Kolaczkowski  S.,  Stanislaw Wyspianski, rzecz o tragediach i tragizmie, [s. l.], 1923; Skierkowska E l z.. Plastyka Stanislawa Wyspianskiego, Wroclaw-Krakow, 1958.