ВЫСОЦКАЯ
										ВЫСОЦКАЯ  (Wysocka),  Станислава  (7.V.1878,   Варшава,-   17.1. 1941)польская актриса, режиссер, театральный деятель и педагог.  Сценич. деятельность начала в  Петербурге  в  1895  (под  псевд.  Виль-ской).  В дальнейшем  играла  в  Люблине  (1896-98),  Варшаве-в  частном  т-ре  3. Пшибыльского (1898-99),  Познани  (1899-1901).  В  1901-11  В.  занимала видное положение в Городском т-ре в Кракове. В 1911  переехала  в  Киев, где жила до 1920 (в 1913-14 играла в варшавском "Т-ре Польски"). В  1916 открыла в Киеве экспериментальный т-р "Студия" и руководила его работой, осуществляя  принципы,  близкие  Станиславскому.  Со  Станиславским  В. связывали дружеские отношения, начало к-рым было положено в 1906,  когда В. приехала в Москву, чтобы познакомиться  с  работой  Моск.  художеств. т-ра. В книге "Моя жизнь в искусстве" Станиславский называет В. в  числе зарубежных последователей МХТ. В  "Студии"  В.  осуществила  постановки: "Балладина" Словацкого, "Замужняя  панна"  Коженевского,  "Росмерсхольм" Ибсена, "Сверчок на печи" Диккенса, "Сестра Беатриса" Ме-терлинка и  др. Режиссерскую и педагогич. деятельность В. продолжила  по  возвращении  в Варшаву. В 1920 она открыла собственную  студию,  а  с  1921  руководила драм. отделением Варшавской консерватории. В 1920-22  выступала  в  т-ре "Розмаитости"  (Варшава),  в  1923-25  -  в  Краковском  т-ре,  в  1926 руководила передвижным т-ром "Рыбалт", в 1926- 1927 - т-ром в Люблине, в 1927-30 выступала как режиссер и играла в Познани, в 1930 и  1934-39-  в Варшаве,  в  1932-33  -  в  Лодзи.  Одновременно  продолжала  заниматься педагогич. деятельностью в Варшавской консерватории и Гос. ин-те  театр. иск-ва. В 1910 В. вошла в состав  первого  правления  возникшего  в  это время Союза польских артистов, имевшего большое  значение  для  развития польского т-ра. В нач. своей артистич. деятельности В. играла лирич. героинь, а также комедийные роли.  В  числе  лучших  работ:  госпожа  Уоррен  ("Профессия госпожи Уоррен" Шоу, 1907, Городской т-р, Краков),  Лиси-страта  (о.  п. Аристофана; 1913, "Т-р Польски", Варшава). В последние годы жизни  В.  с большим чувством юмора играла роли почтенных  матрон  -  напр.  Жозефина Попино ("Старое  вино"  С.  Хикса  и  Э.  Декса,  1935.  "T-D  Польски". Варшава). Однако эти роли, свидетельствуя  о  широте  дарования  В.,  не определяли осн. направления ее творчества. В. была  выдающейся  польской трагедийной актрисой. Внешние данные -  сильный  голос  низкого  тембра, фигура и лицо, напоминавшие античную скульптуру,  способствовали  успеху В. в ролях драматич. и трагедийного характера. Исполнение В. этих  ролей было отмечено огромной силой и  искренностью  переживания,  пластической выразительностью. Присущие В.  величественность  и  благородная  красота внешнего рисунка роли противостояли псевдоромантич. театр. эффектности и манерности  модернизма.  Она  стремилась  к  созданию  образов  глубокой душевной  наполненности,  отрицательно  относилась  к  натуралистич. направлению  в  сценич.  иск-ве.  В.  принадлежит  выдающееся  место  в воплощении произв. польских романтиков; она играла роль пани Роллисон  в "Дзядах" Мицкевича ("Т-р Польски", Варшава,  1934),  роли  в  пьесах  Ю. Словацкого - Лукреция Ченчи ("Беатриче  Ченчи",  Краковский  т-р,  1907; "Т-р Польски", Познань, 1930), Баллади-на (о. п., Краковский т-р,  1902, "Т-р Польски", Варшава, 1914), Роза Венеда ("Лилла  Венеда",  1909).  На сцене Краковского т-ра создала образы в драмах  С.  Выспянского  -  Муза ("Освобождение",  1903),  Хи-мена  (перевод-парафраза  "Сида"  Корнеля, 1907),  Паллада  ("Ноябрьская  ночь",  1908),  Евдоха  ("Судьи",  1909), Свобода ("Легион", 1911), Мать  ("Проклятие",  1908).  Присущий  образам Выспянского  монумента-лизм  соединялся  в  воплощении  В.  с  лирич. проникновенностью и силой чувств. Внешне сдержанная манера исполнения В. отличалась глубоким драматизмом, поднимавшимся до подлинной патетики.  К числу  лучших  работ  В.  относятся  роли  в  пьесах  античных  авторов: Клитемнестра ("Орестея" Эсхила, 1910), Федра ("Ипполит" Еврипида, 1911). В. была одной из лучших исполнительниц совр. ей  зарубежной  драматургии на польской сцене. Большое место в ее репертуаре занимали роли в  пьесах Г.  Ибсена  -  Ребекка  Вест  ("Росмерсхольм",  1905),  фру  Алъвинг ("Привидения", 1906), Йордис ("Воители из Гельге-ланда", 1907). Близость художеств. принципов В.  творческим  идеям  Станиславского  помогала  ей создать  впечатляющие  образы  в  произв.  рус.  авторов  -  Раневская ("Вишневый сад", 1906),  Елена  Андреевна  ("Дядя  Ваня"),  Лиза  ("Дети солнца") и Надежда ("Варвары"), Лиза и  Катюша  Маслова  ("Живой  труп", "Воскресение" Л. Толстого). В своей режиссерской работе В. стремилась  к гармонич. сочетанию  всех  компонентов  сценич.  иск-ва,  подчинению  их единому замыслу, к предельной выразительности слова, к наиболее  полному раскрытию идейной сущности пьесы. Соч.: Uwagi o inscenizacji "Legionu"..., "Listy z teatru",  IKrakow], 1924, ј 2, с. 45-48; Moje wspomnienia,  "Scena  Polska",  Warsz.,  1938, zesz. 2-3, c. 324-330, Б. Рос.