ВОЛЬФ
										ВОЛЬФ (Wolf), Фридрих (23. XII. 1888, Ней-вид, - 5. X. 1953,  Берлин) - немецкий драматург, писатель, театральный и общественный деятель. Врач по образованию. Во время 1-й мировой войны 1914-18 на  фронте  В.  занял ан-тимплитаристич. позицию. В годы войны вступил в Герм.  с.-д.  партию. В.- активный участник рево люции 1918. С 1928 - член КПГ.  Первые  пьесы В.: "Это ты" (1913, Дрезден-1919),"Безусловный" (1919, Штеттин  -  1921), "Черное солнце" (1920, Ольден-бург-1924), "Тамар" (1921, Франкфурт -  на - Майне - 1922) и "Комедия со шкафом" (1924, не поставлена),  написанные в экспрес-сионистич. манере, направлены против капитализма как источника войн, голода и нищеты. Знакомство с жизнью швабских крестьян приводит В. к созданию реалистич. народной  трагедии  из  эпохи  Крестьянской  войны "Бедный Конрад" (1923, Штутгарт - 1924). Однако в  комедии  "Человек  во мраке" (1924, Эссен- 1927) В. вновь отдает дань экспрессионизму. В  1927 В. пишет пьесы: "Коритке" (Штутгарт - 1927) и "Колонна Хунд" (Гамбург  - 1927). С момента вступления в ряды КПГ В.  начинает  борьбу  за  иск-во, являющееся активным  оружием  в  классовой  борьбе,  стремится  в  своем творчестве раскрыть перед нем. зрителями опасность, к-рую  таит  в  себе фашизм. Свои теоретич. взгляды В. изложил  в  статье  "Искусство  -  это оружие" (1928), а  практически  воплотил  в  пьесах:  "Цианистый  калий" (1929, Группа молодых актеров, Берлин;  1930,  б.  т-р  Корша,  Москва); "Матросы  из  Кат'  таро"  (1930,  Народный  т-р,  Берлин);  "Тай  Янг пробуждается" (1931, т-р Пискатора, Берлин);  "Парни  из  Монса"  (1931, Берлин). Политической остротой характеризуются и  пьесы,  написанные  В. для  рабочего  агитпроптеатра.  Среди  последних  особенным  успехом пользовались обозрения "От Нью-Йорка до Шанхая"  (1932),  "Где  проходят фронты?" (1932)  и  пьеса  "Крестьянин  Бетц"  (1932),  пост.  на  сцене руководимого В.  рабочего  т-ра  "Зюдвест".  В  1933  В.  эмигрирует  из фашистской Германии сначала в Швейцарию, а затем во Францию. В Швейцарии он  создает  одно  из  лучших  своих  произведений:  проникнутую  острой ненавистью  к  фашизму  и  расизму  пьесу  "Профессор  Мам-лок"  (1934, Еврейский  т-р,  Варшава;  1934,  Цюрих).  Пьеса  эта  обошла  многие прогрессивные т-ры мира (пост. в Москве в 1935 в Т-ре им. МГСПС и в  др. т-рах СССР). На ее основе в 1938 был создан одноим. сов. фильм.  В  1934 В. переехала СССР, где в том  же  году  написал  "Лауренсию"  (свободная обработка "Овечьего источника" Лопе де В era,  1934,  Неметший  т-р,  г. Энгельс). В 1935 В.  создал  драму  "Флоридсдорф"  о  восстании  венских рабочих в 1934 (1936, Т-р им. E. Вахтангова, Москва). В СССР В. написаны также пьесы "Троянский конь" - о  борьбе  немецких  антифашистов  (1935, Центральный детский т-р, Москва), "Петер возвращается домой" - о  судьбе нем. военнопленного, обретающего вторую  родину  на  Украине  (1937,  г. Энгельс), "Мы с вами!" - сцены из  гражд.  войны  в  Испании  (1937,  не поставлена). В 1937 В. выехал из СССР для участия  в  боях  за  нар.  Испанию,  но окончание войны застало его во Франции. Здесь им написана антифашистская пьеса "Корабль на Дунае" (1939, Берлинский т-р им. Максима Горького, 1955). В  1939  В. был заключен вишистами в концентрационный лагерь Ла Берне,  где  написал пьесу "Бомарше" (1941, Немецкий т-р, Берлин,- 1946). В начале 1941 В.  с помощью  Советского  правительства  удалось  освободиться  из  лагеря  и выехать в Москву. В СССР В. активно работал на радио и в печати, написал пьесы  о  Движении  Сопротивления:  "Патриоты"  (1943,  Кобург,-  1947), "Доктор Лилли  Веннер"  (1945,  Хемниц),  "Что  человек  посеет"  (1945, Галле,- 1955). По  возвращении  на  родину  в  1945  В.  написал  пьесы: "Последняя репетиция" - о  личных  судьбах  и  обществ,  долге  деятелей искусства (1946, Дрезден), "Как лесные звери" - о  бессмысленной  гибели нем. молодежи накануне капитуляции Германии (1948, Лейпциг), "Бургомистр Анна" - о новом в жизни нем. деревни,  ставшей  на  путь  демократизации (1950, Дрезден), историч. трагедию "Томас Мюнцер" (1953,  Немецкий  т-р, Берлин). В. дважды удостоен Нац. пр.- в 1949 и в  1950.  В  1949-51  был первым послом ГДР в Польской Народной Республике. Для драматургии В. после экспрессионистского периода характерна яркая политич. направленность, стремление ответить  на  злободневные  проблемы современности, следовать подлинным фактам  и  документам.  В.  стремился раскрыть  в  первую  очередь  обществ,  идеал  персонажей  своих  пьес, классовую  основу  их  характеров.  Образам  пьес  В.  иногда  недостает психологич. глубины. Однако в лучших его пьесах  социально-типич.  черты обогащают индиви-дуально-психологич. разработку характеров. Плодотворное овладение методом социалистич. реализма, опытом сов. литературы  и  т-ра позволило В. стать одним из передовых драматургов Германии 20 в. С о ч.: Ausgewahlte Werke in Einzelausgaben,  Bd  1-13,  В.,  1952-59 (Gesammelte Dramen, Bd 1-4, Bd 9, В., 1952-1955; Aufsatze uber Theater, Bd 13, В., 1957);  в  рус.  пер.-  Пьесы,  М., 1936; Профессор Мамлок, М.-Л., 1937; Флоридсдорф, М.-Л., 1937; Троянский конь, М -Л.. 1937; Петер возвращается домой (Штыки и хлеб), М.-Л., 1938; Бедный Конрад, М.-Л.,1941; Патриоты (Франсуаза и Женевьева), М.-Л. 1943; Доктор Ваннер, М., 1944; Чужая, М.-Л., 1945. Лит.: Лацис А., Революционный театр в Германии, М., 1935;  ?.  Вольф. Биобиблиографический указатель, М., 1956;PollatschekW.,  Das  Buhnenwerk Friedrich Wolfs, В., 1958. В. К.