ВНОУЧЕК
										ВНОУЧЕК (Vnoucek), Франтишек (р. 27.VII. 1903)- чехословацкий  актер. Засл. арт. Чехословацкой  Социалистической  Республики  (1954).  Сценич. деятельность начал в 1924 в Нар. т-ре в Праге. Работал в т-рах Оломоуца, Братиславы и др. После освобождения Чехословакии  (1945)  В.  вступил  в труппу т-ра  "Д-34".  В.-актер  яркой  характерности,  острого  внешнего рисунка  роли.  Среди  ролей  В.:  Мэчиз  ("Опера  нищих"  Гея,  Брехта, Буриана), Сатин ("На дне"), Коновалов  ("Гостиница  "Астория""  Штейна). Создал  сценический  образ  В.И.Ленина  ("Человек  с  ружьем").  Л.Сол. ВОАН-УЙЛЬЯМС  (Vaughan  Williams),  Ралф(12.Х.  1872,   Даун-Ампни, Глостершир,-  26.  Vlil.  1958,  Лондон)  -  английский  композитор  и музыкально-общественный  деятель.  В  1895  окончил  Кембриджский  ун-т, занимался музыкой у А. Грея (орган) и Ч. Вуда (композиция) в ун-те  и  в Королевском муз. колледже в Лондоне под рук. Ч. Пэрри  и  Ч.  Стан-форда (композиция) и В. Лэр-ретта (орган). Совершенствовался по  композиции  в Нем. академии искусств в Берлине у М. Бруха (после 1896) и у М. Равеля в Париже (ок. 1909). Творческую деятельность начал в конце  1895.  С  1904 В.-У. активно изучает англ. муз. фольклор и вскоре выдвигается как  один из наиболее ярких представителей нац.  направления  в  англ.  музыке.  В творчестве В.-У.важное место занимают сценич. произв. В его пяти  операх и четырех балетах, написанных на нац. литературные  сюжеты,  проявлялась тесная связь с  нар.  традициями.  Первая  опера  В.-У.  "Хью-гуртовщик" (1924, Королевский т-р, Лондон) показывает жизнь англ. деревни начала 19 в. Это соч. носит название "романтическая балладная опера"; оно близко к этому жанру реалистич. тенденциями  и  песенным  характером  большинства эпизодов. Опера "Уходящие  в  море"  (1937,  Королевский  муз.  колледж, Лондон) на текст трагедии Д. Синга представляет собой  психологич.  муз. драму. Наиболее значительная опера В.-У .-"Влюбленный сэр  Джон"  (1929, там  же)-  муз.  комедия  на  сюжет  "Виндзорских  проказниц"  Шекспира, опирающаяся на англ. муз. фольклор 16 в. Аналогичный  характер  носит  и опера В.-У. "Путешествие пилигрима" (1951, т-р "Ковент-Гарден",  Лондон) на сюжет аллегории Беньяна (17 в.). Опера "Отравленный  поцелуй"  (1937, Кембридж) написана в клас-сич. традициях  комич.  оперы  с  разговорными сценами.  Крупнейшее  сценич.  произв.  В.-У.-  балет  "Иов"  (1931, "Кембридж-театр", Лондон), написанный по  иллюстрациям  к  "Книге  Иова" англ. поэта, философа и художника У. Блейка, по  стилю  близок  к  жанру масок. В.-У. создал балеты,  в  к-рых  возродил  в  совр.  интерпретации танцы,  бытовавшие  в  Англии  в  17  в.  (сарабанда,  менуэт,  павана, гальярда). Среди балетов В.-У.-"Старый король  Коул"  (1923,  Кембридж), "Рождественская ночь" по  Диккенсу  (1926,  т-р  "Сити-опера",  Чикаго), телевизионный балет "Свадебный пир" по "Эпиталаме"  Спенсера,  музыка  к пьесе "Осы" Аристофана (1909, Кембридж) и др. соч.  Большинство  сценич. произв.  В.-У.  было  написано  для  англ.  любительских  т-ров,  что определялось  стремлением  композитора  сблизиться  с  широкой  нар. аудиторией; для экспериментального лондонского студенческого т-ра  В.-У. написал оперу "Влюбленный сэр Джон", для  кружка  нар.  танцев  -  балет "Старый король Коул" и т. д. Творчество В.-У.  сыграло  большую  роль  в развитии англ. нац. муз. культуры 19 в., в обращении муз.  т-ра  к  нац. реалистич. традициям. Автор мн. симф., камерных,  хоровых  и  др.  соч., В.-У. был активным муз.-обществ, деятелем, педагогом  Королевского  муз. колледжа, одним из руководителей Англ. об-ва нар. песни и  танца.  Автор работ о музыке. Лит. соч.: National music, Oxf., 1935. Лит.: К о н  е  н В., Ральф Воан Уильяме, М., 1958; F o s s Н., Ralph Vaughan Williams:  a study, L., 1950; Н о w e s F., The  music  of  Ralph  Vaughan  Williams, Oxf., 1954; Young P. М., Vaughan Williams, L., 1953. Л. M.